Проверяемый текст
Идрисов, Тофик Идрисович. Теоретические проблемы воздействия международного права на российскую правовую систему (Диссертация 2001)
[стр. 52]

которые служат подтверждению или формулированию уже существующих1.
На наш взгляд, было бы
незакономерным, если бы российский законодатель ориентировал субъектов права и правоприменителей на реализацию в Российской Федерации положений, которые не имеют обязательной юридической силы.
В этой связи представляется, что Пленум Верховного суда Российской Федерации в своем Постановлении от 31 октября 1995 года № 8
“О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия” достаточно корректноФ определяет форму для той части общепризнанных принципов и норм международного права, которая относится к нормативному компоненту правовой системы Российской Федерации: “Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), являются в соответствии с ч.
4 ст.
15 Конституции Российскойш Федерации составной частью ее правовой системы” .
Далее прямо указывается на то, что суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем
Марочкин С.
Ю.
Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации.
—Тюмень, 1998.
—С.
52.

О некоторых вопросах применения судами
Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия:
Постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 года № 8 // ВВС РФ.
1996.
№ 1.
[стр. 23]

23 В Комментарии к ч.
1 Гражданского кодекса Российской Федерации утверждается, что общепризнанные принципы и нормы международного права «содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ' ООН, заявлениях других универсальных международных организаций по общим вопросам международного правопорядка, решениях Международного суда» .
В данном случае можно говорить о явной неопределенности понятия формы выражения общепризнанных принципов международного права, что приводит к возникновению как правотворческих, так и правоприменительных ошибок.
Например, Конституционный Суд России ни раз ссылался на Международный пакт о социальных и экономических правах как на доказательство существования соответствующих общепризнанных норм.
Между тем, в отличие от Международного пакта о гражданских и политических правах, в нем не участвует большое число государств, многие из которых прямо заявили, что содержащиеся в Пакте нормы не являются общепризнанными.
Вместе с тем нельзя не отметить, что и в приведенных нами выше позициях называются источники, которые сами по себе не имеют юридической силы, а решения Международного суда, как указывает С.
Ю.
Марочкин, если и содержат нормы международного права, то такие, которые служат подтверждению или формулированию уже существующих .
На наш взгляд, было бы
незаконным, если бы российский законодатель ориентировал субъектов права и правоприменителей на реализацию в Российской Федерации положений, которые не имеют обязательной юридической силы.
I ь проблемы теории и практики.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции (18-19 апр.
1996 г.).
Екатеринбург.
1996.
С.
24.
1Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв.
ред.
О.
Н.
Садиков.
М., 1997.
С.
23.
2 Марочкин С.
Ю.
Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации.
Тюмень, 1998.
С.
52.


[стр.,24]

24 В этой связи представляется, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 31 октября 1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» достаточно корректно определяет форму для той части общепризнанных принципов и норм международного права, которая относится к нормативному компоненту правовой системы Российской Федерации.
«Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), являются в соответствии с ч.
4 ст.
15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы» .
Далее прямо указывается на то, что суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем
предусмотренные законом.
В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.
Развитие взаимодействия и сближения правовых систем ведет к унификации права, а обеспечение унификации — в основном задача международного права.
Удельный вес и сфера «унифицированных норм» международного права, более того, целых актов и международных договоров 1Постановление № 8 Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // ВВС РФ.
1996.
№ 1.


[стр.,150]

19.Договор о Союзе Беларуси и России.
Устав Союза Беларуси и России // Собрание законодательства РФ.
1997.
№ 30.
Ст.3596; 20.Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах РФ» // Собрание законодательства РФ.
1995.
№ 41.
Ст.
3875;I 21.Указ Президента РФ «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 23.05.96 г.
№ 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ.
1998.
№ 33.
Ст.
3967; I 22.Постановление № 2/1 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г.
«О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»’// Бюл.
ВС РФ.
1995.
№ 5; ф 23.Постановление № 5 Пленума Верховного Суда РФ от 25 апреля 1995 г.
«О некоторых вопросах применения судами
законодательства об ответственности а за преступления против собственности» // Бюл.
ВС РФ.
1995.
№ 7.
С.
3; 24.Постановление № 6/8 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г.
«О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюл.
ВС РФ.
1996.
№ 9; 25.Постановление № 8 Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // ВВС РФ.
1996.
№ 1; 26.Постановление Пленума Верховного Суда РФ №6 от 29 сентября 1994 г.
«О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Российской 150

[Back]