Проверяемый текст
Идрисов, Тофик Идрисович. Теоретические проблемы воздействия международного права на российскую правовую систему (Диссертация 2001)
[стр. 81]

Это вопрос принципиального, конституционного (уставного) характера, поэтому данные нормы находим, прежде всего, в конституциях и уставах субъектов.
И, хотя ст.
72 Конституции РФ говорит о совместном ведении в выполнении только договоров, что верно было подмечено в литературе1, основные законы субъектов фактически идут дальше, упоминая и общепризнанные принципы и нормы международного права.
Более того, конституции Татарстана и Башкортостана закрепляют приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над законами этих республик, чего нет даже в
Конституции РФ .
Тем не менее вопрос о выполнении международных обязательств России получает в конституциях и уставах субъектов в основном косвенное отражение: гражданам гарантируются права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы данного субъекта РФ; гарантируются права малочисленных и коренных народов согласно общепризнанным нормам и международным договорам РФ, гражданин может иметь двойное гражданство на основе международных договоров РФ и субъекта РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных международными договорами РФ.
Реже встречаются более прямые формулировки.

В контексте сказанного выше в значительной мере декларативными являются те положения Федеративного договора 1992 г., где субъекты РФ объявляются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей.
Будь это так, не было бы необходимости См.: Толстик В.А.
Общепризнанные принципы и нормы международного права в
правовой системе России // Журнал российского права.
2000.
№8.

См.: Конституция Республики Башкортостан.
Уфа, 1993; Конституция Республики Татарстан в редакции закона от
21.07.1999 г.
Казань, 1999.
[стр. 10]

исследования, а также международно-правовых актах.
Основные положения, выносимые на защиту: 1.
Общепризнанные принципы и нормы международного права
понимаются как разновидность общих принципов права, имеющие исключительно международно-правовую природу.
Основными формами выражения этих принципов и норм являются договор и обычай.
2.
Общепризнанные принципы и нормы международного права могут употребляться в двух смыслах: как форма и как содержание.
3.
Сравнительный анализ норм внутригосударственного и международного права позволил наравне с общими основными признаками правовой нормы выделить определенную специфику норм международного права.
Для международного права наиболее характерны нормы координационного, согласительного, рекомендательного, констатирующего, диспозитивного характера.
4.
Внутренняя структура нормы международного права, как правило, состоит из одного (диспозиция) и реже двух элементов (гипотеза и диспозиция).
Санкция же, имея договорный характер, вытекает из общего принципа расШзил* зегуапба, получившего закрепление в современном международном праве в качестве нормы щз со§епз.
5.
Механизм действия общепризнанных принципов и норм международного права представляет собой совокупность способов, форм и государственно-властных институтов, способствующих реализации норм международного права в законотворческой и правоприменительной практике.
6.
Общепризнанные принципы и нормы международного права в
процессе имплементации сохраняют свой международный статус и в рамках правовой системы Российского государства применяются в соответствии с его целями, принципами и установленным процессуальным порядком.


[стр.,45]

45 Положения (п.п.
23, 32), которые дают отсылку к конкретному документу — Конвенции ООН о статусе беженцев.
Поручения региональным органам по выполнению договоров вытекают не только из актов конституционных органов, но в большей мере из приказов и инструкций министерств и ведомств, других федеральных органов.
Субъекты федерации в порядке реализации конституционного положения о совместном ведении с РФ по выполнению международных договоров России предусматривают в своем законодательстве соответствующие нормы.
Это вопрос конституционного (уставного) характера, поэтому данные нормы находим прежде всего в конституциях и уставах субъектов.
И хотя ст.
72 Конституции РФ говорит о совместном ведении в выполнении только договоров, что верно было подмечено в литературе, основные законы субъектов фактически идут дальше, упоминая и общепризнанные принципы, и нормы международного права.
Более того, конституции Татарстана и Башкортостана закрепляют приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над законами этих республик, чего нет даже в
Кон2 ституции РФ .
Тем не менее, вопрос выполнения международных обязательств России получает в конституциях и уставах субъектов, в основном, косвенное отражение: гражданам гарантируются права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и норами международного права, общепризнанные принципы и нормы международного права являются 1 См.: Толстик В.А.
Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России // Журнал российского права.
2000.
№ 8.

2 См.: Конституция Республики Башкортостан.
Уфа, 1993; Конституция Республики Татарстан в редакции закона от
21.07.99 г., г.
Казань.


[стр.,46]

46 составной частью правовой системы данного субъекта РФ, гарантируются права малочисленных и коренных народов согласно общепризнанным нормам и международным договорам РФ, гражданин может иметь двойное гражданство на основе международных договоров РФ и субъекта РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных международными договорами РФ.
Реже встречаются более прямые формулировки.

Так, в ст.
13 Устава ЯмалоНенецкого автономного округа записано, что нормативные правовые акты, действующие на территории округа, должны соответствовать общепризнанным нормам международного права и международным договорам РФ, а в ст.
6 Устава Свердловской области — на территории области действуют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ и Свердловской области.
Самостоятельный аспект — выполнение собственных соглашений с/ иностранными государствами и членами федераций зарубежных стран.
Практически все уставы и конституции субъектов РФ предусматривают право соответствующего субъекта быть самостоятельным участником международных отношений, заключать международные договоры и соглашения.
В литературе утверждается о частичной (ограниченной, производной) международной правосубъектности членов федераций и о том, что заключаемые ими соглашения обладают признаками международных договоров по международному праву.
В ряде уставов и конституций проводится мысль, что подобные соглашения являются составной частью правовой системы субъекта РФ, следовательно, подлежат такой же защите и выполнению, как и его собственные законы.
В некоторых субъектах (например, в Тюменской области, в Нижегородской области, в республике Башкортостан и др.) приняты I

[Back]