на законодательной практике тех лег. Эти события имеют научноисторическую, по и практическую цет-тность1 . Церковно-общественная 'конференция «За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война»2, посвященная 60-летию Победы, проходила 24 марта 2005 года в московском Свято-Даниловом монастыре. Бывший патриарх Московский и Веся Руси Алексий! II отметил, что «Великая Отечественная война, победоносно завершившаяся 60 леттому назад, явилась одним из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю нашего народа в минувшем XX столетии... События военных лет особенно ярко продемонстрировали тот факт, что значительная часть населения нашей страны, несмотря на годы репрессий и попытки тотального господства.принудительного атеизма, осталась православной, верной заветам и традициям предков, идеалам Святой Руси. Патриотическая позиция священноначалия и I церковного народа не позволяла, вопреки планам гитлеровских стратегов, расколоть общество в час испытаний, напротив, она во многом способствовала укреплению того единения, которое все народы нашей страны явили перед лицом внешнего aipeccopa. единения, которое позволило выстоять и победить. Верующий народ в годы войны подтвердил, что он хочет «быть православным» и в то же время «сознавать Советский Союз своей гражданской Родиной»... Тема Великой Отечественной войны занимает особое место в общественном сознании нашего парода... Сегодня у пас есть вес возможности для воссоздания полной и объективной картины тех великих и трагических лет. Есть эти возможности и у тех, кто посвятил себя изучению истории Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны»3. О необходимости более глубокого изучения проблемы свидетельствует и анализ её научной разработки. История отношений советского государства и Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной 327 1 ГАРФ Фонд 699U Сонет по лслам Русской православной церкви про Совете министров СССР. Описи 1,2. 2Наука и религия [Текст]. —2005. №5 С. б. 1 Наука и религия [Текст]. 2005. №5. С 6 |
множество литературы как художественного, так и научного характера101, однако, научных публикаций но проблемам взаимодействия государственной безопасности и военной юстиции в период Великой Отечественной войны практически нет. В настоящее время существует необходимость систематизации наработанного материала, комплексного анализа рассматриваемой темы. На современном этапе развития общества существенно возросла научная актуальность изучения проблем взаимоотношения государства и Русской Православной церкви. В период войны произошло возрождение религиозной жизни страны. Из гонимой и преследуемой Церковь в военные годы становится хотя и неравноправным, но партнёром государства. С Русской Православной Церковью устанавливаются отношения, базирующиеся на законодательной практике тех лет. Эти события имеют для нас научноисторическую, но и практическую ценность. 60-летию Победы была посвящена церковно-общественная конференция «Задруги своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война»102 в московском Свято-Даниловом монастыре, которая проходила 24 марта 2005 года. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий [I отметил, что «Великая Отечественная война, победоносно завершившаяся 60 лет тому назад, явилась одним из самых тяжелых испытаний, выпавших на долю нашего народа в минувшем XX столетии... События военных лет особенно ярко продемонстрировали тот факт, что значительная часть населения нашей страны, несмотря на годы репрессий и попытки тотального господства принудительного атеизма, осталась православной, верной заветам и традици1 0 1 См. напр.: Попов Л.Ю. Диверсанты Сталина. Деятельность органов Госбезопасности на оккупированной советской территории в годы Великой Отечественной войны. М., 2004; Очерки истории российской внешней разведки. В 5-w томах. Т. 4. Советская разведка в годыВеликой Отечественной войны / А.И. Байдаков и др. М., 1999; Пыраничные войска СССР. Сборник документов и материалов. В 5-ти томах. Т. 4. Пограпичпые войска в годы Великой Отечественной войны / Сост.: А.И. Чугунов, Т.Ф. Карясва, Е.В. Сахарова. 1941-1045. М., 1968; Органы и войска МВД России I Некрасов В.Ф., .Борисов А.В. Детков М.Г. М., 1996. С. 261-268, 307-320, 367-372, 420428. ,огНаука крелигия. -2005. №5. С. 6. 48 ям предков, идеалам Святой Руси. Патриотическая позиция священноначалия и церковного народа не позволила, вопреки планам гитлеровских стратегов, расколоть общество в час испытаний, напротив, она во многом способствовала укреплению того единения, которое все народы нашей страны явили перед лицом внешнего агрессора, единения, которое позволило выстоять и победить. Верующий народ в годы войны подтвердил, что он хочет «быть православным» и в то же время «сознавать Советский Союз своей гражданской Родиной». .. Тема Великой Отечественной войны занимает особое место в общественном сознании нашего парода... Сегодня у нас есть все возможности для воссоздания полной и объективной картины тех великих и трагических лет. Есть эти возможности и у тех, кто посвятил себя изучению истории Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны».1 0л О необходимости более глубокого изучения проблемы свидетельствует и анализ её научной разработки. История отношений советского государства и Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны остаётся одной из слабо разработанных областей российской историографии. Можно выделить несколько этапов в изучении данной темы: 1940-е середина 1950-х гг., середина 1950-х конец 1980-х гг., конец 1980-х середина 1990-х гг. Немногочисленные работы, опубликованные в 40-е годы, носили в основном популярно-просветительский характер.'04 Первым изданием, освещающим взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви, положение религии в стране в годы войны была книга “Правда о религии в России”. Подготовлена она была Московской Патриархией при активном участии государства. В ней раскрывалось положение Церкви в начальный период войны, и давался анализ развития государственно49 1 1 )3Наука ирелигия. 2005. Ка5. С. б. 1 0 4 Правда о религии в России. М., 1942; Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947; Разумовский Г. Экуменистическое движение и Русская православная церковь. М., 1948 и др. |