Проверяемый текст
Македонская, Вера Александровна; Проблемы организации и идеологического обеспечения восстановительного процесса в освобожденных районах в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2005)
[стр. 328]

войны остаётся одной из слабо разработанных областей российской исторической науки.
Во второй половине 1950-х— 1980-х гг, вышло большое количество исследований, посвящённых вопросам отношений государства и Русской Православной Церкви.
Значительная часть таких работ была посвящена анализу принципов и подходов в понимании проблемы свободы совести,' на которых строилось советское законодательство о
культах1.
В основе патриотизма верующих лежало не религиозное учение, а чувства гражданского долга.

Конкретными причинами коренного изменения характера государственно-церковных отношений в новых условиях явились: патриотическая позиция Русской православной церкви, других религиозных организаций страны; церковная политика гитлеровского руководства на оккупированных
советских территориях, направленная, на использование церкви против Советского государства; стремление использовать возможности союзников по антигитлеровской коалиции для оказания материальной и военной помощи стране.
С началом войны начинается новая политика государства в отношении религии, церкви и верующих.
Сущность её можно определить как нормализацию отношений с церковью, т.
е.
создание таких норм, которые способствовали возрождению церкви, религиозной церковной деятельности, направленной как на удовлетворение духовных потребностей верующих, так и на патриотическое служение делу общей борьбы с немецкофашистскими
захватниками.
Автор считает обоснованным, в политике нормализации государственно-церковных отношений в военные годы, выделить три периода: 1Воронцов Г.В.
Ленинские принципы слободы совести и их осуществление в СССР [Текст] / Г.В.
Воронцов.
Л., 1968; Он же.
Конституции СССР о свобода совести.
Л„ 1979; Клочков В.В.
Религия, государство, право [ Текст] ! В.В.
Клочков.
М .
1978, Кириченко М Г'.
Свобода совести в СССР [Текст] ( М Г.
Кириченко.
-М., 1985; бпрченкоь А.И.
Свобода совести в СССР [Текст] / Л.И.
Бармснкон.
М.т 1986, Скулов А.Ф.
Ленинское атеистическое наследие и современность
[Текст] / А.Ф.
Окулов.
М., 1980; Федосик В.Л.
Церковь н государство1 критика богословских концепций [Текст] / В.Д.
Фвдосих.
Минск, 1988; и др.
[стр. 50]

церковных отношений в предвоенные годы.
Полностью оправдывалась церковная политика советского государства.
Во второй половине 1950-х 1980-х гг.
вышло большое количество исследований, посвящённых вопросам отношений государства и Русской Православной Церкви.
Значительная часть таких работ была посвящена анализу принципов и подходов в понимании проблемы свободы совести, на которых строилось советское законодательство о
культах.505 До середины 70-х годов проблемы патриотической деятельности Русской Православной церкви в годы Великой Отечественной войны в российской историографии отдельно не ставилась, исследователи лишь упоминали о ней в общих научно-популярных работах.
Только в отдельных исследованиях атеистического характера отмечалось, что духовенство использовало тогда людское горе для усиленного насаждения религиозных чувств, препятствуя мобилизации народа на разгром врага106.
В основе патриотизма верующих лежало не религиозное учение, а чувства гражданского долга.

Утверждалось даже, что и верующие исполняли воинский долг не благодаря своей религиозности, а вопреки ей.107 Многие исследователи тех лет предпочитали писать не о патриотической деятельности Церкви в годы войны, а о коллаборационизме некоторых её представителей.108 В условиях авторитарного режима изучение проблем религии и церкви подвергалось жёсткому организационно-политическому регламентированию.
105 Воронцов Г.В.
Ленинские принпипы свободы совести и их осуществление в СССР.
Л., 1968; Он же.
Конституция СССР о свободе совести.
Л., 1979; Клочков Б.В.
Религия, государство, право.
М., 1978; Кириченко М.Г.
Свобода совести в СССР.
М., 1985; Барменков А.И.
Свобода совести в СССР.
М., 1986; Скулов А.Ф.
Ленинское атеистическое наследие и современность.

М., 1986; Федосик В.А.
Церковь и государство: критика богословских концепций.
Минск, 1988 и др.
106Валентинов А.
Религия и церковь в СССР.
М., 1960; Г'ордиенко Н.С.
Современное православие.
М., 1968.
107Паюсов К.А.
Разум против религии.
М., 1986.
l0SПавлов А.В.
Война.
Религия.
Армия.
М., 1986.


[стр.,390]

шение специфических задач военного времени.
Перед деятелями культуры встала общая объединяющая цель спасти страну, культуру.
Все остальное приобретало подчиненное значение.
Если, например, поэтическое творчество Анны Ахматовой довоенного периода тяготело к трагическом}' содержанию её «Реквиема», то в годы войны оно в значительной мере определялось строками «Мужества»: «Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне...».
Такова была патриотическая позиция всей советской интеллигенции.
Таким образом, Великая Отечественная война событие и трагическое и героическое в истории России.
Война внесла в систему организации культурной жизпи свои, свойственные только ей методы.
Жесткая централизация, подчинение всей культурной политики интересам победы предопределили основное направление реорганизации управления всеми учреждениями культуры.
5.2.
Роль Русской Православной церкви в возрождении духовной жизни Переживаемая нашей страной в последние годы переломная эпоха, отказ от прежней идеологии оживили в людях стремление к поиску новой духовной опоры.
Происходит обращение к религиозным ценностям, благодаря чему значительно усилился интерес и к истокам Русской Православной Церкви.
Современный период реформирования всех сторон жизни общества даёт возможность пересмотреть многие устоявшиеся стереотипы, заново осмыслить наиболее важные события отечественной истории, в том числе и проблему государственно-церковных отношений времён Великой Отечественной войны.
Конкретными причинами коренного изменения характера государственно-церковных отношений в новых условиях явились: патриотическая позиция Русской православной церкви, других религиозных организаций страны; церковная политика гитлеровского руководства на оккупирован


[стр.,391]

ных советских территориях, направленная на использование церкви против Советского государства; стремление использовать возможности союзников по антигитлеровской коалиции для оказания материальной и военной помощи СССР.
Анализ показывает, что с началом войны начинается новая политика государства в отношении религии, церкви и верующих.
Сущность её можно определить как нормализацию отношений с церковью, т.
е.
создание таких норм, которые способствовали возрождению церкви, религиозной церковной деятельности, направленной как на удовлетворение духовных потребностей верующих, так и на патриотическое служение делу общей борьбы с немецко-фашистскими
захватчиками.
В политике нормализации государственно-церковных отношений в военные годы
автор выделяет три периода: Первый этап: 22 июня 1941 года начало ноября 1942 года.
Этот период характеризуется тем, что государство постепенно формировало у населения, воинов новое восприятие церкви, которая однозначно заняла патриотическую позицию по отношению к Отечеству.
Государство осуществляло свои отношения с церковью фактически, не придавая им юридического характера.
Закончился первый период 2 ноября 1942 года.
В этот день вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, которым создавалась Государственная комиссия по расследованию фашистских злодеяний.
Членом этой Государственной комиссии был назначен митрополит Николай.
Следовательно, 2 ноября можно считать днем официального начала процесса нормализации государственно-церковных отношений.
Таким образом, первый период в деле нормализации отношений между Советским государством и Русской православной церковью можно назвать подготовительным.
Второй этап: 2 ноября 1942 года ~ 1943 год.
Этот период состоит из двух этапов.
Первый этап с конца 1942 года до сентября 1943 года можно

[Back]