Проверяемый текст
Македонская, Вера Александровна; Проблемы организации и идеологического обеспечения восстановительного процесса в освобожденных районах в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2005)
[стр. 330]

Третий этап: Начало 1944 года 9 мая 1945 года.
Этот период характеризуется дальнейшим расширением и углублением взаимного сотрудничества между государством и РПЦ, установлением конструктивных отношений государства со всеми основными религиозными организациями страны, а также проявлением некоторых негативных тенденций в государственно-церковных отношениях.
Следовательно, третий период можно назвать периодом интенсификации всей политики нормализации отношений между Советским государством и церковью, направленной на максимальное использование государством нравственно-патриотического потенциала церкви для достижения победы над немецко-фашистскими захватчиками.
Тем не менее, в отношениях государства и церкви имели место негативные тенденции.
Они допускались как представителями высшего эшелона государственной власти, так и на местах, а также в действующей армии и запасных воинских формированиях.
Это позволяет оценивать данные тенденции
не только как ошибки и просчёты, но и как нарушения законодательства.
Вся деятельность Русской Православной Церкви в годы войны была проявлением высокого патриотизма, способствовавшего консолидации сил страны в отпоре врагу.
Уже 22 июня 1941 года митрополит Сергий
(Старгородский) в послании к верующим писал: «Фашистские разбойники напали на нашу Родину.
Попирая всяческие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь граждан уже орошает родную землю...
Наши предки не падали духом и при худшем положении потому,
чго помнили не о личных опасениях, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями.
Не посрамим же и мы, православные, родные им по плоти и по
вере»1.
Патриотизм церкви выражался не только в словах, но и конкретных делах.
Э
го и сборы по церквам денежных средств в фонд обороны страны, это и тёплые вещи, отправленные на фронт.
Па средства 330 1Правда Орелигия к России [Текст].
М.: Московская патриархия, 1942.
С.
15.
[стр. 392]

назвать этапом становления взаимоотношений между Советским государством и Русской православной церковью.
Начинается процесс сотрудничества государства и церкви в деле борьбы с немецко-фашистскими захватчиками.
Второй этап с 4 сентября 1943 года до конца 1943 года можно назвать этапом создания новой политико-правовой основы отношений между' Советским государством и PI1Ц.
Сущность второго периода можно определить как коренное изменение отношений между Советским государством и Русской православной церковью, т.
е.
государством были созданы такие политико-правовые основы взаимного сотрудничества, которые означали невозможность возврата к довоенным методам борьбы с церковью, необратимость укрепления взаимоотношений в деле обшей борьбы прошв общего врага германского фашизма.
Третий этап: Начало 1944 года 9 мая )945 года.
Этот период характеризуется дальнейшим расширением и углублением взаимного сотрудничества между' государством и РПЦ, установлением конструктивных отношений государства со всеми основными религиозными организациями страны, а также проявлением некоторых негативных тенденций в государственно-церковных отношениях.
Следовательно, третий период можно назвать периодом интенсификации всей политики нормализации отношений между Советским государством и церковью, направленной на максимальное использование государством нравственно-патриотического потенциала церкви для достижения победы над немецко-фашистскими захватчиками.
Тем не менее, в отношениях государства и церкви имели место негативные тенденции.
Они допускались как представителями высшего эшелона государственной власти, так и на местах, а также в действующей армии и запасных воинских формированиях.
Это позволяет оценивать данные тенденции
ис только как ошибки и просчёты, но и как преступления.
Как известно, история даёт нам уроки.
Уроком Отечественной войны 1941-1945 гг.
было, в частности, живое проявление общечеловеческого

[стр.,393]

стремления к освобождению, противостояние фашизму.
Общий интерес всех народов и государств, которые оказались в одинаковом положении перед лицом фашистской угрозы, превысил социально-политические и иные различия между ними, обеспечил основу для создания антифашистской “надсистемной” коалиции.
Урок войны в стремлении искать пути диалога, новые отношения с многочисленными общественными силами, представляющими мировую культуру.
Вся деятельность Русской Православной Церкви в годы войны была проявлением высокого патриотизма, способствовавшего консолидации сил страны в отпоре врагу.
Уже 22 июня 1941 года митрополит Сергий
(Старагородский) в послании к верующим писал: “Фашистские разбойники напали на нашу Родину.
Попирая всяческие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь граждан уже орошает родную землю...
Наши предки не падали духом и при худшем положении потому,
что помнили не о личных опасениях, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями.
Не посрамим же и мы, православные, родные им по плоти и по
вере”.949 Патриотизм церкви выражался не только в словах, но и конкретных делах.
Это
и сборы по церквам денежных средств в фонд обороны страны, это и тёплые вещи, отправленные на фронт.
На средства верующих и церкви были построены в 1943 году танковая колонна имени Дмитрия Донского и эскадрилья Александра Невского.
О поддержке справедливой освободительной войны народов Союза ССР заявили руководители практически всех религиозных центров организаций, обращаясь к верующим с патриотическими посланиями и обращениями, они призвали их достойно выполнить свой религиозный и гражданский долг, оказать всевозможную помощь нуждам фронта и тыла.
Церковные организации обеспечили в годы войны всестороннюю помощь Армии со стороны верующих.
В 1941 году с патриотическими посланиями к верующим обратились глава Русской Православной Церкви 9 4 9ПравдаорелигиивРоссии.
М.: Московская патриархия, 1942.
С.
15.

[Back]