Представляет интерес вопрос о месте и роли церкви в захватнических планах фашистского блока. Нацисты стремились использовать религию и церковь в Германии для того, чтобы держать в узде сознание и души народных масс, формировать в них гегемонистские и милитаристские идеи, погромные настроения, натравить немцев на другие народы. Для этого Гитлер пытался создать так называемую «германскую церковь». Но затея провалилась за этой церковью не пошли. Более тою, в шовинистических и милитаристских целях пропагандировался культ языческого бога войны Оттона. Неудивительно, что в Германия 19301940-х годов инакомыслие, общественные науки подавлялись, книги выдающихся мыслителей демонстративно сжигались, а всевозможные маги, пророки, гадалки, звездочеты процветали. Неслучайно, на захваченной временно территории нацисты пытались склонить па свою сторону священников, руководителей религиозных организаций. При разработке плана вторжения в СССР немецкое командование «просчитывало» возможности использования «религиозной кары». Сам Адольф Гитлер вплотную занимался религиозными проблемами и считал их одним из важнейших в деле «управления покоренными народами». В апреле 1942 года в кругу приближенных он изложил свое видение религиозной политики: насильственное дробление церквей, принудительное изменение вероисповедного статус-кво на оккупированных территориях, зап р е щ е н и е устройства каких-либо централизованных конфессиональных органов и центров, формирование «марионеточных» религиозных органов управления, использование религии и духовенства в политических целях и т.д. Вообще немецкие власти в оккупационной зоне в своих идеологических целях стремились максимально использовать религиозную проблематику. Пресса, наводненная материалами (в том числе и многочисленными фальшивками) о «терроре», развязанном большевиками в отношении религии и верующих, в то же время всячески подчеркивала, что новая власть |
Как можно судить на основании доступных документов, основной линией в решении “религиозного вопроса” была ориентация на разрушение (внутреннее и внешнее) сложившихся традиционных устойчивых церковных структур. Там, где это признавалось неэффективным или не отвечающим целям Германии, ставилась задача, используя любые средства и методы воздействия, добиваться полного над ними контроля. Ещё до начала Великой Отечественной войны велось изучение возможностей оказывать влияние и на религиозные организации в СССР, хотя “железный занавес” существенно препятствовал этому. Отдел и иные структуры искали контактов с русским православием. До 1941 г. усилия их были направлены в основном на Русскую православную церковь за рубежом религиозную организацию, возникшую в начале 20-х гг. на базе православных приходов, располагавшихся в Западной Европе, и руководимых иерархами, покинувшими Советскую Россию в годы и после окончания гражданской войны. По своим политическим взглядам глава Архиерейского Синода Русской православной церкви за рубежом митрополит Анастасий (Грибановский) и другие иерархи были среди тех представителей русской эмиграции, которых не покидала надежда на крах коммунизма, падение ненавистных им советской власти и “Совдепии”. Представляет интерес вопрос о месте и роли церкви в захватнических планах фашистского блока. Нацисты стремились использовать религию и церковь в Германии для того, чтобы держать в узде сознание и души народных масс, формировать в них гегемонистские и милитаристские идеи, погромные настроения, натравить немцев на Другие народы. Для этого Гитлер пытался создать так называемую «германскую церковь». Но затея провалилась за этой церковью не пошли. Более того, в шовинистических и милитаристских целях пропагандировался культ языческого бога войны Отона. Неудивительно, что в Германии 30-40-х годов инакомыслие, общественные науки подавлялись, книги выдающихся мыслителей демонстративно сжигались, а всевозможные маги, пророки, гадалки, звездочеты про цветали. Неслучайно, на захваченной временно территории нацисты пытались склонить на свою сторону священников, руководителей религиозных организаций. При разработке плана вторжения в СССР немецкое командование «просчитываю» возможности использования «религиозной кары». Сам Адольф Гитлер вплотную занимался религиозными проблемами и считал их одним из важнейших в деле «управления покоренными народами». В апреле 1942 г. в кругу' приближенных он изложил свое видение религиозной политики: насильственное дробление церквей, принудительное изменение вероисповедного статус-кво на оккупированных территориях, запрещение устройства каких-либо централизованных конфессиональных органов и центров, формирование «марионеточных» религиозных органов управления, использование религии и духовенства в политических целях и т.д. Вообще немецкие власти в оккупационной зоне в своих идеологических целях стремились максимально использовать религиозную проблематику. Пресса, наводненная материалами (в том число и многочисленными фальшивками) о «терроре», развязанном большевиками в отношении религии и верующих, в то же время всячески подчеркивала, что новая власть несет религиозную свободу. Любопытно, что, не желая давать оснований для критики религиозной политики на территории собственно Германии, Гитлер ещё в июле 1941 г. секретным приказом запретил на время войны с СССР проведение каких-либо мероприятий против церкви, без санкционирования свыше. Оккупанты настойчиво «рекомендовали» священнослужителям в проповедях и во время церковных церемоний выражать верноподданнические чувства к Гитлеру и «-третьему рейху», а также проводить специальные молебны за победу германской армии и «спасение Родины» от большевиков. Поощрялось и распространение всякого рода религиозноназидательной литературы. |