Проверяемый текст
Македонская, Вера Александровна; Проблемы организации и идеологического обеспечения восстановительного процесса в освобожденных районах в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2005)
[стр. 339]

Елоховском соборе состоялась интронизация новоизбранного патриарха.
Заметим, что в этих торжествах приняли участие и некоторые архиереи, возвращенные во исполнение обещания Сталина из ссылки.
14 сентября Совнарком принял постановление об образовании Совета по делам Русской православной церкви.
На него возлагалась задача
«осуществления связи между Правительством СССР и патриархом Московским и всея Руси по вопросам Русской православной церкви, требующим разрешения Правительства СССР».
В конце 1943 года и в течение 1944 года Совнаркомом СССР было принято еще более десяти постановлений, касающихся деятельности религиозных объединений.
Стоит заметить, что Сталин первые несколько лет лично рассматривал церковные проблемы, требовал
предоставления регулярной информации о ситуации православной и иных церквах.
Все принципиальные решения по «церковной политике» принимались исключительно с его личной санкции.
Такая ситуация вытекала из намерений Сталина использовать церковные институты для решения чисто прагматических политико-идеологических задач внутри страны и
иа внешнеполитической арене.
В дальнейшем все вопросы практической деятельности Совета обсуждались
па встречах Карпова с Молотовым, носивших достаточно регулярный характер.
Ф еномену «замирения» власти с Русской Православной церковью в разгар войны имеется немало объяснений.
Полностью подчинённая, но достаточно сильная церковь представляла больше выгод, чем изнурительная борьба с ней, тем более,
что возросло количество верующих в годы войны.
Подчинив церковь, Сталии мог использовать в изменившейся обстановке ес сохранившийся потенциал структуру, идеологически и организационно объединяющую миллионы советских граждан и пользующуюся немалым влиянием в зарубежных странах, входяндих в сферу интересов СССР.
339
[стр. 402]

Сразу после встречи церковных деятелей со Сталиным наладилось практическое претворение в жизнь достигнутых договоренностей.
В сентября Архиерейский собор в составе 19 иерархов избрал митрополита Серхия патриархом Московским и всея Руси; 12 сентября в Богоявленском Влоховском соборе состоялась интронизация новоизбранного патриарха.
Заметим, что в этих торжествах приняли участие и некоторые архиереи, возвращенные во исполнение обещания Сталина из ссылки.
14 сентября Совнарком принял постановление об образовании Совета по делам Русской православной церкви.
На него возлагалась задача
“осуществления связи между Правительством СССР и патриархом Московским и всея Руси по вопросам Русской православной церкви, требующим разрешения Правительства СССР”.
В конце 1943 г.
и в течение 1944 г.
Совнаркомом СССР было принято еще более десяти постановлений, касающихся деятельности религиозных объединений.
Стоит заметить, что Сталин первые несколько лет лично рассматривал церковные проблемы, требовал
1Тредоставления регулярной информации о ситуации православной и иных; церквах.
Все принципиальные решения по «церковной политике» принимались исключительно с его личной санкции.
Такая ситуация вытекала из намерений Сталина использовать церковные институты для решения чисто прагматических политико-идеологических задач внутри страны и
на внешнеполитической арене.
В дальнейшем все вопросы практической деятельности Совета обсуждались
на встречах Карпова с Молотовым, носивших достаточно регулярный характер.
Феномену «замирения» власти с Русской Православной церковью в разгар войны имеется немало объяснений.
Полностью подчинённая, но достаточно сильная церковь представляла больше выгод, чем изнурительная борьба с ней, тем более
возросло количество верующих в годы войны.
ганов КГБ См.: Источник.
Документы русской истории // Вестник архива Президента Российской Федерации.
1998.
№2.
С.
97-98.


[стр.,403]

Подчинив церковь, Сталин мог использовать в изменившейся обстановке её сохранившийся потенциал —структуру, идеологически и организационно объединяющую миллионы советских граждан и пользующуюся немалым влиянием в зарубежных странах, входящих в сферу интересов СССР.
С другой стороны, коренное изменение церковной политики было связано со стихийным, массовым открытием церквей на оккупированной гитлеровцами территории РСФСР.
Антирелигиозная пропаганда во время войны полностью прекратилась.
Патриарший местоблюститель митрополит Сергий, ставший в 1943 г.
патриархом, распространял патриотические воззвания, предназначенные для публичного оглашения в церквях.
К концу 1943 г.
был сформирован центральный аппарат Совета, а также подобраны и утверждены его уполномоченные в союзных, автономных республиках, в краях и областях.
Согласно Положению о Совете, его уполномоченные «наблюдали» за правильным и своевременным проведением в жизнь постановлений правительства и других указаний, касающихся деятельности церкви, «представляли» заключения СНК СССР но вопросам компетенции Совета, «вели» обший учет молитвенных зданий.
Устанавливалась ежеквартальная отчетность уполномоченных.
Уже их первая информация в Совет свидетельствовала о постепенном возрождении религиозной жизни на территории, в том числе и в ранее оккупированных районах.
Уполномоченные сообщали о количестве заявлений верующих об открытии церквей, ходе и результатах их рассмотрения местными властями, об отношении духовенства и верующих к новому курсу государства в отношении церкви, о конфликтных ситуациях на местах, о фактах администрирования в отношении религиозных общин, о патриотической деятельности духовенства и верующих.
Материалы уполномоченных служили для центрального аппарата основой при составлении докладных записок и иных документов в адрес СНК СССР и других ведомств.
Укажем, что в них Карпов не уходил от

[Back]