Проверяемый текст
Македонская, Вера Александровна; Проблемы организации и идеологического обеспечения восстановительного процесса в освобожденных районах в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2005)
[стр. 340]

С другой стороны, коренное изменение церковнойполитикибыло связано со стихийным, массовым открытием•церквей на оккупированной гитлеровцами территории РСФСР.
Антирелигиозная пропаганда во время войны полностью, прекратилась.
Патриарший местоблюститель митрополит Сергий; ставший, в 1943 году патриархом, распространял патриотические-воззвания; предназначенные для публичного оглаш
ениям церквях, К концу 1943.
года был сформирован центральный аппарат Совета; а ., также подобраны и утверждены его уполномоченные в сою зны х, автономных республиках, в краях и областях.' Согласно П оложению о.С
овете, его., уполномоченные «наблюдали» за правильным и своевременным проведением-в жизнь постановлений ,правительства и других указаний, касающихся-деятельности церкви, «представляли» заключения-СНК* СССР по вопросам компетенции Совета, «вели» общ ий учет молитвенных зданий.
Устанавливалась ежеквартальная отчетность уполномоченных..
У же их первая .информация в;Совет
свидетельствовала о постепенном;возрождении религиозной.жизни на территории, в том числе и в ранее-оккупированных районах.
Уполномоченные сообщ али о количестве заявлений верую щ их об открытии церквей, ходе и результатах их рассмотрения местными
властя-• ми, об'отношении духовенства и верующих к новому курсу государства в отношении-церкви, оконфликтных ситуациях на местах, о фактах администрирования в отношении религиозных общин, о патриотической деятельности духовенства и верующих.
Материалы уполномоченных служили для центрального аппарата основой при составлении докладных записок и иных документов в адрес
CIIK СССР и других ведомств.
Укажем, что в них Карпов не уходил от
острых проблем и писал о фактах произвола по отнош ению к верующим и духовенству со стороны партийных и государственных органов, о несоблю дении на местах законодательства о религиозных организациях, о стремлении кое-где уклониться от нового курса государства в церковных вопросах.
Ставились вопросы о демократизации законодательства о
куль340
[стр. 403]

Подчинив церковь, Сталин мог использовать в изменившейся обстановке её сохранившийся потенциал —структуру, идеологически и организационно объединяющую миллионы советских граждан и пользующуюся немалым влиянием в зарубежных странах, входящих в сферу интересов СССР.
С другой стороны, коренное изменение церковной политики было связано со стихийным, массовым открытием
церквей на оккупированной гитлеровцами территории РСФСР.
Антирелигиозная пропаганда во время войны полностью прекратилась.
Патриарший местоблюститель митрополит Сергий, ставший в 1943 г.
патриархом, распространял патриотические воззвания, предназначенные для публичного оглашения
в церквях.
К концу 1943 г.
был сформирован центральный аппарат Совета, а также подобраны и утверждены его уполномоченные в союзных, автономных республиках, в краях и областях.
Согласно Положению о
Совете, его уполномоченные «наблюдали» за правильным и своевременным проведением в жизнь постановлений правительства и других указаний, касающихся деятельности церкви, «представляли» заключения СНК СССР но вопросам компетенции Совета, «вели» обший учет молитвенных зданий.
Устанавливалась ежеквартальная отчетность уполномоченных.
Уже их первая информация в
Совет свидетельствовала о постепенном возрождении религиозной жизни на территории, в том числе и в ранее оккупированных районах.
Уполномоченные сообщали о количестве заявлений верующих об открытии церквей, ходе и результатах их рассмотрения местными
властями, об отношении духовенства и верующих к новому курсу государства в отношении церкви, о конфликтных ситуациях на местах, о фактах администрирования в отношении религиозных общин, о патриотической деятельности духовенства и верующих.
Материалы уполномоченных служили для центрального аппарата основой при составлении докладных записок и иных документов в адрес
СНК СССР и других ведомств.
Укажем, что в них Карпов не уходил от


[стр.,404]

острых проблем и писал о фактах произвола по отношению к верующим и духовенству со стороны партийных и государственных органов, о несоблюдении на местах законодательства о религиозных организациях, о стремлении кое-где уклониться от нового курса государства в церковных вопросах.
Ставились вопросы о демократизации законодательства о
культах и государственно-церковных отношений.
Звучали призывы идти навстречу просьбам верующих.
Одной из наиболее важных для Совета проблем стал вопрос об открытии православных церквей, как во внутренних районах страны, так и на территориях, освобождаемых от оккупантов.
В соответствии с утвержденным в ноябре 1943 г.
постановлением СНК СССР «О порядке открытия церквей» решения об открытии церквей принимал Совнарком по спискам, представленным Советом по делам Русской православной церкви.
Председателю Совета по делам Русской православной церкви Карпову отводилась роль посредника междуправительством и церковью.
К сожалению, мы еще очень мало знаем об этом человеке, волей судьбы оказавшегося в сложной, противоречивой, а временами и трагичной ситуации.
По и то, что мы знаем, позволяет нам говорить о нем, как о реально мыслящем человеке, заслуги которого в «возрождении» церкви и нормализации государственноцерковных отношений пока еще объективно не оценены.
У Карпова сложились деловые и доверительные отношения с патриархом Сергием.
Это, конечно, облегчало для обоих поиск выхода из самых сложных и запутанных ситуаций.
Но, безусловно, Карпов в своих поступках не был свободен ни от властей предержащих, ни от собственных заблуждений и ошибок во взглядах на роль и место церкви в обществе, на формы и методы, дозволенные государству при регулировании деятельности религиозных организаций.
Но все же он стремился проводить политику «благоприятствования» деятельности церкви.
Карпов не чурался и личных отношений с патриархом.
В этом его поддерживал Молотов, подсказавший, в частности, идею «отмечать» дни рождений и юбилейные даты патриарха и других

[Back]