Проверяемый текст
Македонская, Вера Александровна; Проблемы организации и идеологического обеспечения восстановительного процесса в освобожденных районах в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2005)
[стр. 344]

ли сборы и отчисления в Фонд обороны страны и другие патриотические фонды, активизировались на местах епископы и местные общины.
На общецерковные средства была построена танковая колонна им.
Дмитрия Донского, которую весной 1944 г.
от лица церкви передал Красной Армии митрополит Николай
(Ярушевич), Всего на танковую Есолонну было собранно духовенством.и ворующими свыше 8 млн.
рублей, большое количество золотых и серебряных вещей.
Продолжался сбор средств на
авиаэскадрилыо им.
Александра Невского.
Вопрос о расширении патриотической деятельности церкви обсуждался и на Поместном соборе 1945 г.
Общая сумма денежных средств, собранная православными верующими за годы войны, составила более 800'
МЛ11.
руб.
Действия нацистов перед отступлением из оккупированных областей разграбление храмов, их массовое сжигание, депортация и убийства священнослужителей говорили об их враждебности православию.
Свидетельств намеренного разрушения ими церквей очень много.
Только в Ленинградской области нацисты уничтожили 44 храма, в Московской —около 50 и
т.д.1 Всего же, согласно отчёту Чрезвычайной комиссии ло установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, они разрушили и повредили 1670 православных церквей, 69 часовен и 1127 зданий других религиозных культов.
В отчёте приводятся конкретные примеры: «Огромным разрушениям подверглись монастыри: Ново-Иерусалимский и Иосифо-Волоколамский в Московской области, Тихвинский в Ленинградской области,
монастыри Новгорода.
Разрушая монастыри, храмы, мечети и синагоги,
расхищая их утварь, немецкие захватчики глумились над религиозным чувством людей.
Солдаты и офицеры приходили в храмы в шапках, курили здесь, надевали на себя церковное облачение, держали в
церк1 См.: ШкаронскиИ М.В.
Нацистская Германия и Православная
Церкопь (Папистская политика d отношении Православной Церкви н религиозное возрождение на оккупированной территории СССР) [Текст] / М.В.
Шкпровский.
М / Изд-во Крутицкого Патриаршего Подворья, 2002.
С.
494.
[стр. 407]

церкви приобрела особо масштабный и организованный характер.
Возросли сборы и отчисления в Фонд обороны страны и другие патриотические фонды, активизировались на местах епископы и местные общины.
На общецерковные средства была построена танковая колонна им.
Дмитрия Донского, которую весной 1944 г.
от лица церкви передал Красной Армии митрополит Николай
(Ярушсвич).
Всего на танковую колонну было собранно духовенством и верующими свыше 8 млн.
рублей, большое количество золотых и серебряных вещей.
Продолжался сбор средств на
авиаэскадрилью им.
Александра Невского.
Вопрос о расширении патриотической деятельности церкви обсуждался и на Поместном соборе 1945 г.
Общая сумма денежных средств, собранная православными верующими за годы войны, составила более 800
млн.
руб.
Действия нацистов перед отступлением из оккупированных областей разграбление храмов, их массовое сжигание, депортация и убийства священнослужителей говорили об их враждебности православию.
Свидетельств намеренного разрушения ими церквей очень много.
Только в Ленинградской области нацисты уничтожили 44 храма, в Московской около 50 и
т.д.95' Всего же, согласно отчёту Чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, они разрушили и повредили 1670 православных церквей, 69 часовен и 1127 зданий других религиозных культов.
В отчёте приводятся конкретные примеры: «Огромным разрушениям подверглись монастыри: Ново-Иерусалимский и Иосифо-Волоколамский в Московской области, Тихвинский в Ленинградской области,
Алтоииев, Хутынский, Зверин, Деревяницкий и другие монастыри Новгорода...
Разрушая монастыри, храмы, мечети и синагоги,
957 См.: (Пиаровский М.В.
Нацистская Германия и Православная
Церковь (Нацистская политика в ошошепии Православной 1(еркви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР).
М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего Подворья.
2002.-С .
494.


[стр.,408]

расхищая их утварь, немецкие захватчики глумились над религиозным чувством людей.
Солдаты и офицеры приходили в храмы в шапках, курили здесь, надевали на себя церковное облачение, держали в
церквах лошадей и собак, из окон устраивали нары для спанья...»958 Следует отметить, что некоторые из занесённых в отчёт Чрезвычайной государственной комиссии церквей были разрушены ещё в 1930г., а ряд храмов пострадал от действий советских войск.
Например, Псково-Печерский монастырь в начале 1944г.
активно бомбила авиация Ленинградского фронта.959 Бурное развитие церковной жизни на оккупированной территории РСФСР началось стихийно и сразу приняло массовый характер.
Политика германского руководства сводилась к раздроблению Церкви, использованию её для помощи немецкой администрации, ликвидации православия после окончания войны и созданию новой религии, призванной воспитывать послушных подданных рейха.
Но Русская Православная Церковь как организация оказалась более сильной, чем полагали немецкие власти.
Храмы, открывшиеся на оккупированной территории, превратились в центры русского национального самосознания, проявления патриотических чувств.
Вокруг них сплотилась значительная часть населения.
Всего за три года оккупации в условиях голода, разрухи, отсутствия материальных возможностей было восстановлено более 40% от дореволюционного количества церквей.960 Существуют разные цифры отрытых на оккупированной территории православных храмов.
Современные историки, как правило, говорят о 7547, ссылаясь на отчёт Совета по делам Русской Православной церкви о состоянии церкви на 1января 1948г.
Но к тому времени было уже закрыто в связи с нехваткой духовенства, изъятием у религиозных общин занятых ими общественных зданий, не менее 850 храмов в РСФСР, 600 на Украине, 300 в Белоруссии.
В другом отчёте Совета по делам Русской Православной 958РГАСПИ.
Ф.17.
Оп.125.
Д.329.
Лл.
71-73.
959Шкаровский М.В.
Указ.
соч.
С.
495.
9 6 0Там ж е.-С.
496.

[Back]