Проверяемый текст
Македонская, Вера Александровна; Проблемы организации и идеологического обеспечения восстановительного процесса в освобожденных районах в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2005)
[стр. 345]

вах лошадей и собак, из окон устраивали нары для спанья...»1.
Следует отметить, что некоторые из занесённых в отчёт Чрезвычайной государственной комиссии церквей были разрушены ещё в 1930г., а ряд храмов пострадал от действий советских войск.
Например, Псково-Печерский монастырь в начале 1944г.
активно бомбила авиация Ленинградского
фронта2.
Бурное развитие церковной жизни на оккупированной территории РСФСР началось стихийно-и сразу приняло массовый характер.
Политика германского руководства сводилась к раздроблению Церкви, использованию её для помощи немецкой администрации, ликвидации православия после окончания войны и созданию новой религии, призванной воспитывать послушных подданных рейха.
Но Русская Православная Церковь как организация оказалась более сильной, чем полагали немецкие власти.
Храмы, открывшиеся на оккупированной территории, превратились в центрырусского национального самосознания, проявления патриотических чувств.
Вокруг них сплотилась значительная часть населения.
Всего за три года оккупации в условиях голода, разрухи, отсутствия материальных возможностей было восстановлено более 40% от дореволюционного количества
церквей3.
Существуют разные цифры открытых на оккупированной территории православных храмов.
Современные историки, как правило, говорят о 7547, ссылаясь на отчёт Совета по делам Русской Православной церкви о состоянии церкви на
I января 1948 г.
Но к тому времени было уже закрыто в связи с нехваткой духовенства, изъятием у религиозных общин занятых ими общественных зданий, не менее 850 храмов в РСФСР.

В другом отчете Совета по делам Русской Православной Церкви указывалось, что на 1 января 1947 г.
в России осталось действующими только 1300 церквей, открытых в период оккупации4.
Таким образом, общее количество равнялось как минимум, 9400.
Эта цифра примерно соответствует встречавшемуся в
со1 РГАСПИ -Ф .1 7 Он.
125.
Д.329.
Лл.
71-73.
2 Шкаровскнй М.В.
Указ.
соч.
С 495 3Там -AC.С.
496.
4РГЛСПИ.
Ф.
17.
OnЛ25.
Д-407.
Л.5; Он 132 Д 7.
JI.2 345
[стр. 408]

расхищая их утварь, немецкие захватчики глумились над религиозным чувством людей.
Солдаты и офицеры приходили в храмы в шапках, курили здесь, надевали на себя церковное облачение, держали в церквах лошадей и собак, из окон устраивали нары для спанья...»958 Следует отметить, что некоторые из занесённых в отчёт Чрезвычайной государственной комиссии церквей были разрушены ещё в 1930г., а ряд храмов пострадал от действий советских войск.
Например, Псково-Печерский монастырь в начале 1944г.
активно бомбила авиация Ленинградского
фронта.959 Бурное развитие церковной жизни на оккупированной территории РСФСР началось стихийно и сразу приняло массовый характер.
Политика германского руководства сводилась к раздроблению Церкви, использованию её для помощи немецкой администрации, ликвидации православия после окончания войны и созданию новой религии, призванной воспитывать послушных подданных рейха.
Но Русская Православная Церковь как организация оказалась более сильной, чем полагали немецкие власти.
Храмы, открывшиеся на оккупированной территории, превратились в центры русского национального самосознания, проявления патриотических чувств.
Вокруг них сплотилась значительная часть населения.
Всего за три года оккупации в условиях голода, разрухи, отсутствия материальных возможностей было восстановлено более 40% от дореволюционного количества
церквей.960 Существуют разные цифры отрытых на оккупированной территории православных храмов.
Современные историки, как правило, говорят о 7547, ссылаясь на отчёт Совета по делам Русской Православной церкви о состоянии церкви на
1января 1948г.
Но к тому времени было уже закрыто в связи с нехваткой духовенства, изъятием у религиозных общин занятых ими общественных зданий, не менее 850 храмов в РСФСР,
600 на Украине, 300 в Белоруссии.
В другом отчёте Совета по делам Русской Православной 958РГАСПИ.
Ф.17.
Оп.125.
Д.329.
Лл.
71-73.
959Шкаровский М.В.
Указ.
соч.
С.
495.
9 6 0Там ж е.-С.
496.


[стр.,409]

Церкви указывалось, что на ) января 1947г.
в России осталось действующими только 1300 церквей, открытых в период оккупации.461 Таким образом, общее количество равнялось как минимум, 9400.
Эта цифра примерно соответствует встречавшемуся в
советской литературе упоминанию о 10 тысячах храмах.962Кроме того, было воссоздано почти 60 монастырей: 45 на Украине, 6 в Белоруссии и 6-7 в РСФСР.
Очевидно, что при соответствующих условиях подобный религиозный подсчёт произведён не по всей России.
Религиозная жизнь на оккупированной территории СССР сразу же стала сферой острой идеологической, пропагандистской борьбы между нацистской Германией, с одной стороны и советским государством, Московской Патриархией с другой.
Только в настоящее время, в связи с рассекречиванием архивных документов, начала проясняться проблема контроля над церковной деятельностью в период оккупации из Москвы и Ульяновска (резиденция митрополита Сергия (Страгородского) в октябре 1941 августе 1943 гг.).
На первом этапе перевес имела Германия в пропагандистской борьбе, но затем она стала вес больше и больше игнорировать сё.
Следует отметить, что до 1943 г.
цели и интересы Московской Патриархии и советского государства совпадали далеко не во всём.
Своими методами пыталось оказать влияние на религиозную деятельность в оккупированных республиках и областях советское командование —через партизан, разведку, внедрение своих агентов и т.п.
Вначале с церковной политикой германских властей пытались бороться и с использованием физических методов.
Так, в ряде населённых пунктов священники, невзирая на степень их вины, были расстреляны нацистами.
Но уже с 1942г.
тактика начала меняться.
Постепенно она всё больше координировалась с Московской Патриархией.
961РГАСПИ.
-Ф.17.
-Ол.125.
-Д .407.-Л .5; Оп.132.
-Д .7 .-Л .2 .
962Титов В.Н.Православие.М..
1977.-С.
118.

[Back]