ветской литературе упоминанию о 10 тысячах храмах1. Кроме того, было воссоздано почти 60 монастырей. Очевидно, что при соответствующих условиях подобный религиозный подсчёт произведён не по всей России. Религиозная жизнь на оккупированной территории РСФСР сразу же стала сферой острой идеологической, пропагандистской борьбы между нацистской Германией, с одной стороны, и советским государством, Москов. ской Патриархией с другой. Только в настоящее время, в связи с рассекречиванием архивных документов, начала проясняться проблема контроля над церковной деятельностью в период оккупации из М осквы и Ульянов-, ска (резиденция митрополита Сергия в октябре 1941 августе 1943 гг.). На первом этапе перевес имела Германия в пропагандистской борьбе, но затем она стала всё больше и больше игнорировать её. Следует отметить, что до 1943 года цели и интересы М осковской Патриархии и советского государства совпадали далеко не во всём. Своими методами пыталось оказать влияние на религиозную деятельность в оккупированных республиках и областях советское командование через партизан, разведку, внедрение своих агентов и т.п. Вначале с церковной политикой германских властей пытались бороться и с использованием физических методов. Так, в ряде населённых пунктов священники, невзирая на степень их вины, были расстреляны нацистами. Ж есткая политика оккупатнов способствовала более тесному сотрудничеству оставш ихся священников с Московской Патриархией. С 1943 г. советское командование и Патриархия согласованно переходят к наступательным действиям. Резко активизируются попытки расширить влияние на религиозную жизнь оккупированной территории. Значительно усиливаются и пропагандистские акции. В результате в 1943-1944 гг. доля сторонников М осковской Патриархии среди клира оккупированных областей постоянно росла. Последствия 3 4 6 1 Т и т о в В .Н . П р а в о с л а в и е [T c k c t J. ~ М ., 1 9 7 7 . С . 118. |
Церкви указывалось, что на ) января 1947г. в России осталось действующими только 1300 церквей, открытых в период оккупации.461 Таким образом, общее количество равнялось как минимум, 9400. Эта цифра примерно соответствует встречавшемуся в советской литературе упоминанию о 10 тысячах храмах.962Кроме того, было воссоздано почти 60 монастырей: 45 на Украине, 6 в Белоруссии и 6-7 в РСФСР. Очевидно, что при соответствующих условиях подобный религиозный подсчёт произведён не по всей России. Религиозная жизнь на оккупированной территории СССР сразу же стала сферой острой идеологической, пропагандистской борьбы между нацистской Германией, с одной стороны и советским государством, Московской Патриархией с другой. Только в настоящее время, в связи с рассекречиванием архивных документов, начала проясняться проблема контроля над церковной деятельностью в период оккупации из Москвы и Ульяновска (резиденция митрополита Сергия (Страгородского) в октябре 1941 августе 1943 гг.). На первом этапе перевес имела Германия в пропагандистской борьбе, но затем она стала вес больше и больше игнорировать сё. Следует отметить, что до 1943 г. цели и интересы Московской Патриархии и советского государства совпадали далеко не во всём. Своими методами пыталось оказать влияние на религиозную деятельность в оккупированных республиках и областях советское командование —через партизан, разведку, внедрение своих агентов и т.п. Вначале с церковной политикой германских властей пытались бороться и с использованием физических методов. Так, в ряде населённых пунктов священники, невзирая на степень их вины, были расстреляны нацистами. Но уже с 1942г. тактика начала меняться. Постепенно она всё больше координировалась с Московской Патриархией. 961РГАСПИ. -Ф.17. -Ол.125. -Д .407.-Л .5; Оп.132. -Д .7 .-Л .2 . 962Титов В.Н.Православие.М.. 1977.-С. 118. С 1943г. советское командование и Патриархия согласованно переходят к наступательным действиям. Резко активизируются попытки расширить влияние на религиозную жизнь оккупированной территории. Значительно усиливаются и пропагандистские акции. В результате в 1943-194 гг. доля сторонников Московской Патриархии среди клира оккупированных областей постоянно росла. Последствия “религиозного возрождения” на оккупированной территории СССР были довольно велики. Историки В.И. Алексеев и Ф. Ставру склонны даже, несколько преувеличивая, придавать ему определяющее значение: “Германский фашизм был не менее враждебен христианству и особенно Русской Православной Церкви, чем советский коммунизм. Тем не менее, их столкновение, приведшее к оккупации германской армией значительной части территории СССР, приблизительно с одной третью населения страны, создало особые условия, сыгравшие решающую роль в судьбе Русской Православной Церкви. В целом по размаху и интенсивности это религиозное возрождение может быть названо вторым крещением Руси”.963 В любом случае несомненно, что оно оказало заметное влияние на изменение религиозной политики советского руководства в годы войны. Религаозный подъём показал, что преследования и гонения 19201930-х годов не смогли уничтожить веры людей и основ приходской жизни. Последствия этого внутрирусского процесса смогли непосредственным образом затронуть европейские страны. Советское руководство старалось избегать на освобождённых от немецко-фашистских захватчиков территориях Восточной Европы борьбы с Церковью. Даже в зоне советской администрации в Германии приходы и различные клерикальные структуры фактически остались в неприкосновенности. Например, земельная политика не коснулась церковных наделов. Руководство военной администрации явно предпочитало контролировать Церковь и её общины, а не вгонять их 961 Алексеев И.В., Ставру ф. Русская Православная Церковь на оккупированных немцами территориях ИРусское возрождение. 1980. .4° 11. С. 94. |