Проверяемый текст
Македонская, Вера Александровна; Проблемы организации и идеологического обеспечения восстановительного процесса в освобожденных районах в годы Великой Отечественной войны (Диссертация 2005)
[стр. 353]

самосознания народа, испокои веков твёрдо убеждённого в том, что защищать Родину от врагов есть не только гражданский, но и высший христианский долг.
Можно выделить несколько направлений патриотической деятельности руководства Московской Патриархии.
Это обращения к верующим, партизанам, населению оккупированных областей; сотрудничество с Всеславянским комитетом и ЧГК; послания за рубеж с целью поддержать антигитлеровскую коалицию; призывы к солдатам вражеской армии прекратить кровопролитие; разработка сущности патриотического служения Отечеству; разоблачение фашистской идеологии; проповедническая деятельность; организация сборов денежных средств
иа нужды обороны.
Об эффективности работы православных архипастырей свидетельствуют многочисленные положительные отклики на их деятельность в
РСФСР и за его пределами, патриотическая деятельность в православных епархиях, монастырях и приходах, а также сборы денежных средств в Фонд обороны, превысившие к концу войны 300 миллионов рублей.
Отметим, что в действительности сумма внесённых пожертвований от верующих была намного больше, так как они производились на предприятиях,
л колхозах, совхозах, в медицинских, образовательных и других учреждениях, где люди старались не афишировать свою веру.
О характере помощи верующих куйбышевцев фронту свидетельствует следующая телеграмма архиепископа Алексия Верховному Главнокомандующему, в которой, в частности, говорилось:
«...Молясь о помощи Бога Вам и нашим дорогим воинам, защищающим Родину от нашествия фашистов, сливаяст> с общим патриотическим народным подъемом, православные христиане города Куйбышева стремятся принять материальное участие в общенародном деле защиты Родины.
В последние дни от Покровского кафедрального собора внесено в Госбанк
па танковую колонну имени Димитрия Донского 594000 рублей.
Есть пожертвования ценными предметами, их сбор продолжается.

353
[стр. 416]

престарелые архиереи мужественно вынесли постигшие их в 20-30-е годы удары судьбы, ссылки, аресты, репрессии родных и близких; и нехолодным расчетом в первые дни войны её исход был ещё не для всех ясен.
Патриотическая линия руководителей Московской Патриархии, как и всех верующих, была вызвана их естественными чувствами любви к Родине, осознания великого наследия и тысячелетних традиций Русского Православия.
Ведь на протяжении столетий бережной хранительницей народных идеалов и святынь, национального самосознания являлась именно Русская Православная Церковь.
Веками хранит благодарная память потомков духовный подвиг Сергия Радонежского, сумевшего подвигнуть Русь на Куликово поле.
Лики русских святых и православная символика осеняли боевые знамёна русских армий во всех сражениях.
С началом Великой Отечественной войны духовная связь народа со своими патриотами-предками ехала наиболее очевидной.
Немало способствовали этому процессу патриотические воззвания православного духовенства, возрождение духовного подвижничества.
В обществе начал происходить процесс возрождения национального самосознания народа, испокон веков твёрдо убежденного в том, что защищать Родину от врагов есть не только гражданский, но и высший христианский долг.
Можно выделить несколько направлений патриотической деятельности руководства Московской Патриархии.
Это обращения к верующим, партизанам, населению оккупированных областей; сотрудничество с Всеславянским комитетом и ЧГК; послания за рубеж с целью поддержать антигитлеровскую коалицию; призывы к солдатам вражеской армии прекратить кровопролитие; разработка сущности патриотического служения Отечеству; разоблачение фашистской идеологии; проповедническая деятельность; организация сборов денежных средств
на нужды обороны.
Об эффективности работы православных архипастырей свидетельствуют многочисленные положительные отклики на их деятельность в
СССР

[стр.,417]

и за его пределами, патриотическая деятельность в православных епархиях, монастырях и приходах, а также сборы денежных средств в Фонд обороны, превысившие к концу войны 300 миллионов рублей.
Отметим, что в действительности сумма внесённых пожертвований от верующих была намного больше, так как они производились на предприятиях,
в колхозах, совхозах, в медицинских, образовательных и других учреждениях, где люди старались не афишировать свою веру.
В 1942 году' от Куйбышевского кафедрального собора и верующих области поступило пожертвований на нужды обороны более чем на 1,5 млн.
рублей.
Собранные средства поступали в различные фонды: на оборону Родины, в Фонд Главного командования, на танковую колонну имени Дмитрия Донского, инвалидам Отечественной войны, семьям военнопленных, на подарки бойцам Красной Армии, на эвакуацию детей.
О характере помощи верующих куйбышевцев фронту свидетельствует следующая телеграмма архиепископа Алексия Верховному Главнокомандующему, в которой, в частности, говорилось:
“...Молясь о помощи Бога Вам и нашим дорогим воинам, защищающим Родину от нашествия фашистов, сливаясь с общим патриотическим народным подъемом, православные христиане города Ку'йбышева стремятся принять материальное участие в общенародном деле защиты Родины.
В последние дни от Покровского кафедрального собора внесено в Госбанк
на танковую колонну имени Димитрия Донского 594000 рублей.
Есть пожертвования ценными предметами, их сбор продолжается.

Верим в силу и мощь духа нашего народа, верим в непоколебимое мужество и ратное мастерство наших вождей и воинов, верим в грядущую победу над врагом...”.967 За четыре военных года верующие области внесли в Фонд обороны страны 12 млн.
рублей.
Наиболее активную деятельность среди верующих проводили настоятель Покровского собора протоиерей Димитрий Утехин 9 6 7Правда.
1943.
1апреля.

[Back]