епархией, а в феврале 1944 года переведен правящим архиереем в Тамбовскую епархию. На новом месте своего служения владыка сразу же начал ремонтировать городской собор, вести службы. На попечении находилось 150 госпиталей, и в каждом до 1000 коек. Кроме того, архиерей консультировал хирургические отделения городской больницы, проводил личный прием больных в поликлинике, выступал на научных конференциях. Священный Синод при местоблюстителе патриаршего престола митрополите Сергии приравнял лечение владыкой Лукой раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел его в сак архиепископа. По окончании войны высокопреосвященный Лука получил от патриарха Алексия право ношения на клобуке креста, а от Советского правительства медаль: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»1. Праздник Победы над гитлеровской Германией повсеместно отмечался духовенством и верующими. Во всех храмах были отслужены торжественные молебны. В отдельных случаях священнослужители организовывали молебны на площадях городов и сёл. Как факт признания патриотической деятельности Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны было расценено решение правительства о предоставлении мест на гостевых трибунах у мавзолея 13.И. Ленина руководящим деятелям Церкви во время Парада Победы 24 июня 1945 года'. Духовенство и верующие повсеместно участвовали во всенародном подвиге по защите Отечества. Это участие выражалось не столько в сборах денежных средств на нужды фронта (300 миллионов рублей, собранных Русской Православной Церковью, пс делали погоды на общем фоне), сколько в обеспечении консолидации нашего общества в критическое для страны время. 356 1 Поповский М. Жпгшь и зюггис Вонио-Ясснцкого, архп т искома и хирурга [Текст] / М. Попоиский И 5980.— №4. —С. 47-92 ■Чуманспко Т.А. Государство, православнак церковь, верующие. 1941-1961 гг. [Текст] / Т.А. Чумаченко -М., 1999.-С . 60-61 |
оказывать помощь воинам в условиях фронта и тыла, просил направление в госпиталь. А по окончании войны он обещал вернуться обратно в ссылку.973 Ответ пришел незамедлительно. В конце июля в Большую Мурту прилетел главный хирург Красноярского края и просил епископа Луку стать главным хирургом красноярского эвакогоспиталя 15-15. Уже на следующий день по прибытии он напал оперировать. Несмотря на возраст, профессор-архиерей проводил в операционной по 9-10 часов, ежедневно совершал до пяти сложнейших операций. Приезжавший в Красноярск профессор Приоров говорил потом епископу Луке, что ни в одном из госпиталей, которые посетил, он не видел таких блестящих результатов лечения инфицированных ранений суставов, как у него. По окончании операций профессор начинал консультации, читал лекции, писал медицинские трактаты. За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в книгах “Очерки гнойной хирургии” и “О поздних операциях при инфицированных ранениях больших суставов”, епископу Луке была присуждена Сталинская премия первой степени. Большую часть из нее хирург передал детям-сиротам.9М Лечение раненых преосвященный Лука совмещал с архиерейским служением в 1943 году он был назначен управляющим Красноярской епархией, а в феврале 1944 года переведен правящим архиереем в Тамбовскую епархию. На новом месте своего служения владыка сразу же начал ремонтировать городской собор, вести службы. На попечении находилось 150 госпиталей, и в каждом до 1О О Окоек. Кроме того, архиерей консультировал хирургические отделения городской больницы, проводил личный прием больных в поликлинике, выступал на научных конференциях. Священный Синод при местоблюстителе патриаршею престола митрополите Сергии приравнял лечение владыкой Лукой раненых к доблест9:3 Поповский М. Жизнь и житие Войло-Ясснцкого, архиепископа и хирурга // 1980. К°4. С.47-92. т Журнал Московской Патриархии. 1946. Ка2. ному архиерейскому служению и возвел его в сан архиепископа. По окончании войны высокопреосвященный Лука получил от патриарха Алексия право ношения на клобуке креста, а от Советского правительства медаль: “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”.975 Не менее героическими были и подвиги священнослужителей, призванных в Красную Армию. Среди них находились танкисты, пехотинцы, артиллеристы, награждённые боевыми орденами и медалями, отмеченные благодарностями командования. Священник церкви г. Чистополя Татарской АССР Н.И. Куницын с .194) года воевал в гвардейских частях, дошёл до Берлина, имел 5 боевых медалей, 20 благодарностей от командования. Священник Василий Дмитриевич Троицкий получил 2 медали “За доблестный труд” и “За оборону Кавказа” в бытность свою начальником метеорологической станции в Грузии, где он в период войны обслуживал военно-воздушный флот. Священник Пётр Иванович Ранцев за боевые заслуги на фронтах Отечественной войны был награждён орденом Красной Звезды, тремя боевыми медалями и несколькими благодарностями от И.В. Сталина. Диакон Роман Логииович Чух был награждён орденом Славы 3-й степени и двумя боевыми медалями. Диакон Константин Владимирович Глаголевский был награжден орденом Красной Звезды и тремя медалями.976 Диакон Борис Васильев перед войной служил в костромском кафедральном соборе. Когда началась Великая Отечественная война, его призвали в Красную Армию. Закончив офицерское училище, отец Борис стал командиром роты разведчиков, попав сразу под Сталинград. После Сталинграда он стал заместителем начальника полковой разведки, участвовал в разработке и осуществлении операций на Северном Донце и юге Украины, 575 Поповский М. Жизш> и житие Войно-Яееяцкого. архиепископа и хирурга // 1980. -№ 4. С. 47-92. 976См.: Якунин В.Н. Положение и деятельность Русской Православной Церкви... -С . 216. (подполковник медицинской службы), иподиакон В.Л. Дёмин, доцепт МДА А.П. Горбачёв, церковные староста А.С. Юш.машин и А.Г. Федосеев. Праздник Победы над гитлеровской Германией повсеместно отмечался духовенством и верующими. Во всех храмах СССР были отслужены торжественные молебны. В отдельных случаях священнослужители организовывали молебны на шющадях городов и сёл. Как факт признания патриотической деятельности Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны было расценено решение правительства о предоставлении мест на гостевых трибунах у мавзолея В.И. Ленина руководящим деятелям Церкви во время Парада Победы 24 июня 1945 года.978 Духовенство и верующие повсеместно участвовали во всенародном подвиге по защите Отечества. Это участие выражалось не столько в сборах денежных средств на нужды фронта (300 миллионов рублей, собранных Русской Православной Церковью, не делали погоды на общем фоне), сколько в обеспечении консолидации нашего общества в критическое для страны время. Патриотическую деятельность Русской Православной Церкви не правильно было бы оценивать исходя из собранных ей пожертвований в Фонд обороны страны. Важно учитывать то, что духовенство и верующие давали последние копейки, а если требовалось, то и саму жизнь на алтарь Победы. В годы войны вся Церковь, её предстоятели, иерархи, клирики, монашествующие и миряне прявляли удивительные образцы высоты и твёрдости духа, нравственной чистоты и стойкости, силы христианского терпения, особенно те, кто был направлен на фронт из тюрем, лагерей и ссылок. Высокий долг и священная обязанность сегодняшнего поколения россиян помнить о великих подвигах наших предков, всех, кто отдал свои 9,8 Чумаченко Т.А. Государство, православная церковь, верующие1941-1961 гг. М., 1999.-С. 60-61. |