Армии своими материальными жертвами, одеждой, продуктами и никогда не забывайте, что только в дружном сотрудничестве фронта и тыла кроется успех полной и окончательной победы над врагом»1. 9 мая 1945 года пришла Победа. В этот день во всех церквах читалось послание патриарха М осковского к всея Руси Алексия: «Пробил последний час фашистской Германии. Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущих грозное возмездие-за свои злодеяния. М ы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господн я... и православная Русь после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа... ныне предстоит Господу в молитве, благодарно взывая к самому источнику побед и мира за Его небесную помошь в годину брани... Много еще предстоит нам трудного дела; по мы теперь можем дышать свободно и радостно приняться за труд тяжкий, но созидательный...Святую же Церковь нашу в лице ее архипастырей; пастырей и верных чад призываю с таким же усердием и с такой же пламенной верой молиться о мирном преуспеянии пашей страны ...»2. Цели, которые ставила перед собой Православная Церковь r мирных условиях, по значимости были не меньше, чем в годы войны. Предстояло поднять из руин села, города, храмы; молясь о павших, не оставить без внимания здравствующих, протянуть руку помощи калекам и сиротам. Общеизвестное милосердие Церкви проявилось в сборе средств, направляемых на помощь детям и сиротам воинов. Уже через месяц после окончания войны Сталин телеграфировал на имя патриарха: «Благодарю Вас за заботу о детях и семьях бойцов Красной Армии». Когда корреспондент «Известий» попросил патриарха Алексия ответа на вопрос: «Чем занималась Церковь во время войны?» он ответил: «Церковь прежде всего молилась»1. 1См.: Якунин В.Н. Положение и дентелыгоегь Русской Православной Церкви й г о д ы Великой Отечественной войны 1941 1945 гг. Монография [Текст] / ОН. Якунин. Самара* Иид-во «Самарский университет», 2001. С. 19ft. 2См.: Якунин В.Н. Положение и деятельности Русской Православной Церкви... С. 196. Костин В. За други своя [Текст] / Г > . Костин //Журнал Московской Патриархии. 1993. №12 -С 26. 35$ |
жизни и здоровье за ближних и за Отечество своё в годы минувшей войны, и памятью этой свидетельствовать грядущим поколениям. Свою духовную деятельность церковь связывала и с восстановлением нормальной жизни на освобождённых от немецко-фашистских оккупантов территориях. Здесь она также проявила своё служение пароду, принимала участие в ликвидации колоссальных разрушений, совершённых фашистскими захватчиками, утешала всех, кто нуждался в её духовной силе, мобилизовала вес свои ресурсы для достижения окончательного раз1рома фашизма. В этих целях руководство Московской Патриархии и рядовое духовенство опровершш идейные основы фашистской идеологии, её антихристианский дух, раскрывали сущность геббельсовской пропаганды, её измышления о непригодности христианства для цивилизации. Московская Патриархия проявляла особую заботу об устроении церковной жизни в освобождённых от врага епархиях. В этих целях она посылает туда с особыми полномочиями иерархов Церкви или заслуженных протоиереев, являвшихся живыми носителями духовности. После освобождения от фашистов нашей страны митрополит Алексий призвал всех верующих россиян к восстановлению разрушенного войной хозяйства: “Отныне мирное поле деятельности открывается перед вами. Восстановите разрушенные фашистами города и села. Помогайте Красной Армии своими материальными жертвами, одеждой, продуктами и никогда не забывайте, что только в дружном сотрудничестве фронта и тыла кроется успех полной и окончательной победы над врагом”.979 9 мая 1945 года пришла Победа. В этот день во всех церквах читалось послание патриарха Московского и всея Руси Алексия: “Пробил последний час фашистской Германии. Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущих грозное возмездие за свои злодеяния. Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господ979 См.: Якунин В.Н. Положение и деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Монография. —Самара: Изд-во “Самарский университет”, 2001. С. 196. ня... и православная Русь после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа... пыле предстоит Господу в молитве, благодарно взывая к самому источнику побед и мира за Е го н ебесную помощь в годину брани... Много еще предстоит нам трудного дела; но мы теперь можем ды ш ать свободно и радостно приняться за труд тяжкий, но созидательный... Святую же Церковь нашу в лине ее архипастырей, пастырей и верны х чад призываю с таким же усердием и с такой же пламенной верой м олиться о мирном преуспеянии нашей страны. ..”т Цели, которые ставила перед собой Православная Церковь в м ирны х условиях, но значимости были не меньше, чем в годы войны. П редстояло поднять из руин села, города, храмы; молясь о павших, не оставить без внимания здравствующих, протянуть руку помощи калекам и сиротам. Общеизвестное милосердие Церкви проявилось в сборе средств, направляемых на помощь детям и сиротам воинов. Уже через месяц после окончания войны Сталин телеграфировал на имя патриарха: “Благодарю Вас за заботу о детях и семьях бойцов Красной Армии”. Когда корреспондент “Известий” попросил патриарха Алексия ответа на вопрос: “Чем занималась Церковь во время войны?” он ответил: “Ц ер001 ковь прежде всего молилась \ За заслуги в организации патриотической работы в годы В еликой Отечественной войны и за деятельность в борьбе за мир патриарх М осковский и всея Руси Алексий был награжден четырьмя орденами Трудового Красного Знамени и многочисленными медалями СССР, в том числе м едалью “За оборону Ленинграда”. Его слова, сказанные незадолго до окончания войны, звучат сегодня как завещание Русской Православной Ц еркви: “Дай Бог, чтобы и на будущее время не оскудела ревность и щ едрость рус980 См.: Якунин ES.II. Положение и деятельность Русской Православной Ц ер к ви ... -С . 196. 981 Костил Б. За друга своя П Журнал Московской Патриархии. 1993. № 12. — С.26. |