утешение людей и помощь им в преодоление страданий от потерь войны; консолидация верующих направленная на достижение единства тыла, духовное подвижничество; восстановление народного хозяйства и помощь освобождённым районам. Таким образом, Церковь способствовала общей для всех задаче —разгрома немецко-фашистских оккупантов. В годы войны вся деятельность РПЦ находилась под полным контролем государства. Особое внимание уделялось вопросам кадровой политики Московской Патриархии. Даже время созыва Соборов (Архиерейского 1943 года и Поместного 1945 года) для решения наиболее важных внутрицерковных вопросов определялось руководством страны их проведение связывалось с выбором момента для решения сугубо политических задач. Патриотическая позиция РПЦ, её значительный вклад в оборону страны, резко возросшая в годы войны религиозность населения, возможность использования Церкви как одного из инструментов воздействия на общество, желание воспользоваться международными связями РПЦ для решения некоторых внешнеполитических проблем, поддержка фашистами религиозное движения на оккупированных территориях, где они пытались представить себя защитниками Церкви, привели руководство страны к убеждению о необходимости пересмотра некоторых принципов государственной политики в отношении Церкви. Государство стремилось взять под свой контроль не только деятельность Русской Православной церкви, но и через неё и всю религиозную жизнь страны. Стремление это нашло свое выражение к попытке унификации церковной сфере, предпринятой государством. Автор выявил тот факт, что в годы Великой Отечественной войны Русская Православная церковь сумела значительно улучшить свои позиции. В 1943 1945 годах постоянно росло количество храмов и молитвенных домов, увеличивалось число духовных учебных заведений, более чем втрое, по сравнению с довоенным периодом, выросла численность высше |
Свою духовную деятельность Русская Православная церковь связывала с восстановлением нормальной жизни на освобождённых от немецкофашистских оккупантов территориях. Она проявила своё служение народу, принимала участие в ликвидации колоссальных разрушений, совершённых фашистскими захватчиками, мобилизовывала все свои ресурсы для достижения окончательного разгрома фашизма. Из основных направлений патриотической деятельности РПЦ в годы Великой Отечественной войны выделим следующие: сбор различных видов пожертвований для фронта и тыла, помощь раненым, детям-сиротам, семьям погибших бойцов; организация госпиталей и оказания им финансовой поддержки, уход за больными и ранеными; материальная помощь детским домам и садам; проведение разъяснительной и воспитательной работы среди верующих; воспитание мужества, самопожертвования и веры в победу населения; утешение людей и помощь им в преодоление страданий от потерь войны; (7 консолидация верующихугаправленная на достижение единства ты( / ла, духовное подвижничество; восстановление народного хозяйства и помощь освобождённым районам. Таким образом, Церковь способствовала общей для всех задаче разгрома немецко-фашистских оккупантов. В годы войны вся деятельность РПЦ находилась под полным контролем государства. Особое внимание уделялось вопросам кадровой политики Московской Патриархии. Даже время созыва Соборов (Архиерейского 1943 г. и Поместного 1945 г.) для решения наиболее важных внутрицерковных вопросов определялось руко водством страны их проведение связывалось с выбором момента для решения сугубо политических задач. Патриотическая позиция РПЦ, её значительный вклад в оборону страны, резко возросшая в годы войны религиозность населения, возможность использования Церкви как одного из инструментов воздействия на общество, желание воспользоваться международными связями РПЦ для решения некоторых внешнеполитических проблем, поддержка фашистами религиозного движения на оккупированных территориях, где они пытались представить себя защитниками Церкви, привели руководство страны к убеждению о необходимости пересмотра некоторых принципов государственной политики в отношении Церкви. Государство стремилось взять под свой контроль не только деятельность Русской Православной церкви, но и через неё и всю религиозную жизнь страны. Стремление это нашло свое выражение к попытке унификации церковной сфере, предпринятой государством. В годы Великой Отечественной войны Русская Православная церковь сумела значительно улучшить своё положение. В 1943-1945 гг. постоянно росло количество храмов и молитвенных домов, увеличивалось число духовных учебных заведений, более чем втрое, по сравнению с довоенным периодом, выросла численность высшего духовенства. Исследование данной проблемы свидетельствует в тоже время, что формирование и проведение церковной политики в годы Великой Отечественной войны не было ориентировано на создание чёткой юридической базы государственноцерковных отношений. Значимость религиозного вопроса для советской власти обуславливалась, прежде всего, интересами политического момента. В военное время большинство конфессий и верующих твёрдо заняли патриотическую позицию и внесли большой вклад в освобождение советской территории от фашистских захватчиков, завоеваний Победы. Религиозные организации понимали, что только сохранение независимости и це |