Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 1.1«Исторический экскурс в теорию и практику гражданского образования учащихся Практика гражданского образования возникла одновременно с зарождением государства. Воспитание гражданина важная задача, которую государство ставит перед собой. Как правило, эта задача решалась и решается двумя основными средствами в процессе обучения и во внеклассной деятельности учащихся. Как мы покажем ниже, в теории и практике гражданского образования в России в различные исторические периоды менялось понимание относительной значимости двух указанных средств, их места и роли в системе ipaжданского воспитания. Теория гражданского образования начинает оформляться, как особое направление в отечественной педагогике, относительно поздно, лишь к концу XIX века.. До этого идея воспитания гражданина не столько разрабатывалась теоретически, сколько декларировалась в трудах революционеровдемократов (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, H.A. Добролюбова, Д.И. Писарева, А.Н. Радищева, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова), отождествлявших «гражданина» с «высоко нравственным человеком», а гражданское воспитание с нравственным. Анализ трудов и отдельных высказываний революционеров-демократов с позиций гражданского воспитания осуществлен Н.И. Зейлигер-Рубинштейи [26J и Е.И. Известновой [230]. На рубеже X IX —XX вв. проблемы собственно гражданского воспитания разрабатывались в трудах Е.П. Ефимова, П.И. Кареева, Е.А. Лозинского, Г.Н. Рокова, H.A. Румянцева, Е.Н. Синицкого. Примечательно, что уже в этот 14 |
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследуемой проблемы 1.1. Историография проблемы Практика гражданского воспитания возникла одновременно с зарождением государства. Воспитание гражданина важная задача, которую государство ставит перед собой. Как правило, эта задача решалась и решается двумя основными средствами в процессе обучения и во внеклассной (внеучебной) деятельности учащихся. Как мы покажем ниже, в теории и практике гражданского воспитания в России в различные исторические периоды менялось понимание относительной значимости двух указанных средств, их места и роли в системе гражданского воспитания. Теория гражданского воспитания начинает оформляться как особое направление в отечественной педагогике относительно поздно лишь к концу XIX в. До этого идея воспитания гражданина не столько разрабатывалась теоретически, сколько декларировалась в трудах революционеров-демократов (А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.В. Шелгунов), отождествлявших «гражданина» с «высоконравственным человеком», а гражданское воспитание с нравственным. Анализ трудов и отдельных высказываний революционеров-демократов с позиций гражданского воспитания осуществлён Е.И. Зейлигер Рубинштейн /26/ и Е.И. Известновой /248/. На рубеже XIX-XX вв. проблемы собственно гражданского воспитания разрабатывались в трудах Е.П. Ефимова, Н.И. Кареева, Е.А. Лозинского, Г.Н. Рокова, Н.А. Румянцева, Е.Н. Синицкого. Примечательно, что уже в этот первый период становления отечественной теории гражданского воспитания в трудах перечисленных исследователей ясно звучит мысль о том, что 18 |