первый период становления отечественной теории гражданского воспитания в трудах перечисленных исследователей ясно звучит мысль о том, что гражданское воспитание нужно осуществлять в единстве урочной и внеурочной форм деятельности. Учёные-педагоги, стоявшие у истоков отечественной теории фажданского образования, были едины в том, что весь учебно-воспитательный процесс в школе, желающей достичь целей гражданского образования, должен быть правильно организован. «Все средства национально-фажданского воспитания хороши и целесообразны постольку, поскольку они пробуждают социальные инстинкты и содействуют сближению людей между собой», писал H.A. Румянцев [130, 40], Школа во внутренней жизни должна быть как бы некоторым осколком фажданского общежития..., всей своей жизнью и деятельностью представлять практическое осуществление тех правовых понятий, которые она развивает на уроках, как идеальные теоретические догмы», —как бы пояснял мысль H.A. Румянцева и его соратник Г.Н. Роков [128, 33-34]. Таким образом, «распространение» (преподавание) определенных социально-политических и правовых званий рассматривалось как необходимое, но недостаточное условие в деле воспитания гражданских навыков и чувств у учащихся. Несмотря на обилие обязательных предметов, школе и педагогическому персоналу необходимо отдавать себе отчет в том, что времени всех дисциплин «все равно слишком мало для серьезного ознакомления с сущностью вопросов», а значит, не менее важными средствами фажданского воспитания должны быть следующие. Во-первых, организованные для учеников старших классов «дополнительные внеурочные курсы по разным вопросам общественно-политических наук» (энциклопедия права, основы политической экономики и т.п.). Во-вторых, содействие внеклассному чтению учащихся, даже руководящая организация его посредством собеседований и рефератов по поводу прочитанного, наподобие литературных вечеров, а также |
гражданское воспитание нужно осуществлять в единстве урочной и внеурочной форм. Учёные-педагоги, стоявшие у истоков отечественной теории гражданского воспитания, были едины в том, что весь учебновоспитательный процесс в щколе, желающей достичь целей гражданского воспитания, должен быть правильно организован. «Все средства национально-гражданского воспитания хороши и целесообразны постольку, поскольку они пробуждают социальные инстинкты и содействуют сближению людей между собой», писал Н.А. Румянцев /134, 40/. «...Школа во внутренней жизни должна бьгть как бы некоторым сколком гражданского общежития..., всей своей жизнью и деятельностью представлять практическое осуществление тех правовых понятий, которые она развивает на уроках, как идеальные теоретические догмы», как бы пояснял мысль Н.А. Румянцева его соратник Г.Н. Роков /133, 33-34/. Таким образом, «распространение» (преподавание) определенных социально-политических и правовых знаний рассматривалось как необходимое, но не достаточное условием в деле воспитания гражданских навыков и чувств у з^ащихся. Несмотря на обилие обязательных предметов, школе и педагогическому персоналу необходимо отдавать себе отчет в том, что времени всех дисциплин «все равно слишком мало для серьезного ознакомления с сущностью вопросов», а значит, не менее важными средствами гражданского воспитания должны быть следующие. Во-первых, организованные для учеников старших классов «дополнительные внеурочные курсы по разным вопросам общественно-политических наук» (энциклопедия права, основы политической экономии и т.п.). Во-вторых, содействие правильному и серьезному внеклассному чтению учащихся, при возможности, даже руководящая организация его, посредством собеседований и рефератов по поводу прочитанного, наподобие литературных вечеров, а также ~ оборудование библиотеки школы. В19 |