Наиболее ярко особенность подхода A.C. Макаренко к организации гражданского воспитания, в целом отвечавшего «духу времени» 1920-х —начала 1930-х гг., сформулирована в следующих его словах: «История, конечно, воспитывает. Воспитывает и литература, и математика. Но никакого права ограничивать воспитательный процесс классной работой, конечно, никто не имеет. Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но, если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. Одним словом, я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определённую группу привычек...» [108, 53-61]. Таким образом, внеурочную деятельность подростков, ориентированную на формирование «гражданского опыта», A.C. Макаренко считал существенно более значимым средством гражданского воспитания, чем содержание обучения и классно-урочные занятия. В «официальной» советской педагогике в 1917-1940 гг. воспитание гражданина в СССР было связано, в первую очередь, с процессами государственного строительства и внешнеполитическими проблемами. Важное место в гражданском воспитании занимали проблемы формирования гражданинаобщественника, вовлекающегося в общественно-политическую жизнь. При этом основная роль отводилась внеклассной и внешкольной социальной среде, а учёба в школе рассматривалась как выполнение гражданского долга. В 1941—45 гт., в период Великой Отечественной войны, гражданское образование и в теории, и в практике общеобразовательных учреждений выступало в неразрывном единстве с патриотическим воспитанием (что было характерно и для первого послевоенного десятилетия). В эти годы получили распространение такие относительно новые внеклассные формы гражданскопатриотического воспитания, как митинги школьников по поводу различных политических событий, устные газеты, лекторские группы и ученические лектории, подготовка викторин и стендов, выпуск степных газет и боевых листков, встречи с участниками войны и т.п. Но ведущим воспитательным |
начала 1930-х гг., сформулирована в следующих его словах: «История, конечно, воспитывает. Воспитывает и литература и математика. Но никакого права ограничивать воспитательный процесс классной работой, конечно, никто не имеет... Сколько бы вы не создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но, если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею права сказать, что вы ничего не воспитали. Одним словом, я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определённую группу привычек...» /110, 53, 61/. Таким образом, внеурочную деятельность подростков, ориентированную на формирование «гражданского опыта», А.С. Макаренко считал существенно более значимым средством гражданского воспитания, чем содержание обучения и классно-урочные занятия. В «официальной» советской педагогике в 1917-1940 гг. воспитание гражданина в СССР было связано, в первую очередь, с процессами государственного строительства и внешнеполитическими проблемами. Важное место в гражданском воспитании занимали проблемы формирования гражданина-общественника, вовлекающегося в общественно-политическую жизнь. При этом основная роль отводилась внеклассной и внешкольной социальной среде, а учеба в школе рассматривалась как выполнение гражданского долга. В 1941-45 гг., в период Великой Отечественной войны, гражданское воспитание и в теории, и в практике общеобразовательных учреждений выступало в неразрывном единстве с патриотическим воспитанием (что было характерно и для первого послевоенного десятилетия). В эти годы получили распространение такие относительно новые внеклассные формы гражданскопатриотического воспитания, как митинги школьников по поводу различных политических событий, устные газеты, лекторские группы и ученические лектории, подготовка викторин и стендов, выпуск стенных газет и боевых листков, встречи с участниками войны и т.п. Но ведущим воспитательным средством в те годы был естественный процесс вовлечения детей и 24 |