Первый из этих подходов развивается в русле знаииевой образовательной парадигмы, представляющей собой ныне гуманизированный вариант концепции «воспитывающего обучения». В рамках этого подхода гражданское образование рассматривается как процесс, по своей сути близкий к гражданскому просвещению, т.е. к информированию личности об основных гражданских ценностях. Педагогическая слабость этого подхода (низкая эффективность) является оборотной стороной его преимущества, поскольку ситуация гражданского просвещения предполагает полную свободу учащегося в выборе собственного поведения, в использовании или не использовании информации, получаемой в ходе такого просвещения. В рамках этого подхода основным средством гражданского воспитания считаются учебные курсы: граждановедение, правоведение, обществознание, в несколько меньшей степени история, литература, экономика. Таким образом, приоритетными, если не единственными формами гражданского воспитания, становятся классно-урочные формы. Сторонниками такого подхода с начала 1990-х гг. было создано множество концепций и программ курсов, ориентированных на гражданское воспитание и имеющих различную направленность: более узкую правовую, политологическую, или более широкую обществоведческую, граждановедческую. Это курсы JI.H. Боголюбова [57[, Е.Е. Вяземского [64], А.Ф. Никитина [115], Н.М Воскресенской и А.Н. Иоффе [184], Б.Н. Коноповича [189], В.О. Мушинского [196], A.C. Прутченкова [208], Я.В. Соколова [216] и других. Следует отметить, что данный подход имеет два преимущества практического характера. Во-первых, он соответствует традиции отечественной школы советского периода: всякую новую для школы область знания или деятельности непосредственно отражать в содержании нового учебного предмета (информатика, экология, экономика, технология; в этом же ряду стоят граждановедение и правоведение). При этом статус «знаниевого» содержания учебного предмета для учащих (но не для учащихся) в России по23 |
Первый из этих подходов развивается в русле «знаниевой» образовательной парадигмы, представляющей собой ныне гуманизированный вариант концепции «воспитывающего обучения». В рамках этого подхода гражданское воспитание рассматривается как процесс, по своей сути близкий к гражданскому просвещению, т.е., к информированию личности об основных гражданских ценностях. Педагогическая слабость этого подхода (низкая эффективность) является оборотной стороной его преимущества, поскольку ситуация фажданского просвещения предполагает полную свободу учащегося в выборе собственного поведения, в использовании или неиспользовании информации, получаемой в ходе такого просвещения. В рамках этого подхода основным средством гражданского воспитания считаются учебные курсы граждановедения, правоведения, обществознания, в несколько меньшей степени истории, литературы, экономики. Таким образом, приоритетными, если не единственными формами гражданского воспитания становятся классно-урочные. Сторонниками такого подхода с начала 1990-х гг. было создано множество концепций и программ курсов, ориентированных на фажданское воспитание и имеющих различную направленность: более узкую правовую, политологическую, или более широкую обществоведческую, граждановедческую. Это курсы Л.Н. Боголюбова /56/, Е.Е. Вяземского /63/, А.Ф. Никитина /117/, Н.М. Воскресенской и А.Н. Иоффе /177/, Б.Г. Коноповича /198/, В.О. Мушинского /205/, А.С. Прутченкова /215/, Я.В. Соколова /224/ и ряд других. Следует отметить, что данный подход имеет два преимущества практического характера. Во-первых, он соответствует традиции отечественной школы советского периода всякую новую для школы область знания или деятельности непосредственно отражать в содержании нового учебного предмета (информатика, экология, экономика, технология; в этом же ряду стоят граждановедение и правоведение). При этом статус 27 внутригосударственных задач требуется воспитание гражданина, умеющего жить и действовать в системе демократических ценностей, человека высокой политической культуры, для которого общественная активность является нормой поведения. С конца 1980-х начала 1990-х гг. в теории и практики отечественного гражданского воспитания начинают активно развиваться два подхода, которые в теории выступают как взаимодополняющие, а на практике, как правило, являются взаимоисключающими. Первый из них развивается в русле «знаниевой» образовательной парадигмы, представляющей собой ныне гуманизированный вариант концепции «воспитывающего обучения». В рамках этого подхода гражданское воспитание рассматривается как процесс, по своей сути близкий к гражданскому просвещению, т.е., к информированию личности об основных гражданских ценностях. Педагогическая слабость этого подхода (низкая эффективность) является оборотной стороной его преимущества, поскольку ситуация фажданского просвещения предполагает полную свободу учащегося в выборе собственного поведения, в использовании или неиспользовании информации, получаемой в ходе такого просвещения. Второй подход ориентирован на предпочтение внеурочных средств гражданского воспитания. В данном случае вместо «гражданского просвещения» осуществляется своего рода «гражданский тренинг» через обязательное вовлечение учащихся в различные формы социальной активности. Данное направление перекликается с наработками отечественной педагогической практики первой трети XX в., но имеет и ряд существенных отличий. Широкое распространение в рамках этого подхода получили такие формы и методы гражданского воспитания, как социальное проектирование, акции, законотворчество учащихся, организация демократического уклада самоуправляющейся школы. Исследование подтвердило, что отказ от гражданского воспитания в конце XX века создал воспитательный вакуум, устранить который призваны 122 |