Проверяемый текст
Попов, Николай Сергеевич; Гражданское воспитание в системе внеклассной работы (Диссертация 2004)
[стр. 26]

ет особого напряжения усилий, которое может быть осуществлено лишь на протяжении ограниченного промежутка времени, в завершении которого возникает потребность в определённой стабилизации.
Можно предположить, что отбор содержания и форм гражданского
образования в настоящее время завершился, а предстоящий новый период будет характеризоваться экстенсивным типом развития.
1.2.
Основные тенденции развития гражданского образования в общеобразовательной школе Для послереволюционного десятилетия, напротив, характерна существенная открытость, если не к содержанию, то к формам и методам гражданского образования в зарубежных экономически развитых странах, прежде всего, в США.
По мнению некоторых исследователей, сами формы учебной деятельности, заимствованные в 1920-е
годы из американского опыта (Дальтон-план, «метод проектов»), были ориентированы не столько на традиционное формирование «знаний, умений, навыков», сколько на развитие определенных качеств личности, которые вполне можно назвать «гражданскими качествами», самостоятельность, ответственность, готовность работать в сотрудничестве, делать выбор, руководить и подчиняться.
Следующий продолжительный период, с 1930-х до середины 1980-х г.г., характеризовался максимальной «закрытостью» отечественной теории и практики гражданского
образования для мирового педагогического опыта, к чему вполне можно отнести известное понятие из социально-политического лексикона тех лет «железный занавес».
Чем продолжительнее был этот период и чем плотнее «занавес», тем активнее начались с конца 1980-х и особенно с начала 1990-х г.г.
международные^контакты
отечественных педагогов в области ¡гражданского образования.
Контакты эти на первом этапе, однако, были односторонними и часто сводились к простому заимствованию западных практик гражданского
образования.
Анализируя этот период, И.Д.
Фрумин выделяет следующие его черты:
[стр. 33]

развивалось исключительно в рамках направления, определённом на предыдущем этапе, всё больше отставая от требований времени.
Наконец, конец 1980-х 1990-е гг.
ознаменовался новым этапом интенсивного развития, во многом напоминавшим первую треть XX в.
Так же развернулись поиски нового содержания гражданского воспитания, отвечающему требованиям эпохи демократизации, педагогически эффективных форм и методов.
Интенсивное развитие, однако, требует особого напряжения усилий, которое может быть осуществлено лишь на протяжении ограниченного промежутка времени, в завершение которого возникает потребность в определённой стабилизации.
Можно предположить, что отбор содержания и форм гражданского
воспитания в настоящее время подходит к концу, и предстоящий новый период будет характеризоваться экстенсивным типом развития.
Вторая тенденция выражается в циклическом чередовании в истории граэюданского воспитания в России периодов относительной «открытости» и относительной «закрытости» для восприятия идей и подходов зарубежной педагогической мысли в этой области.
Рассмотрим эту тенденцию на примере проблемы выбора форм и методов гражданского воспитания.
Первый, дореволюционный период развития теории и практики гражданского воспитания в России характеризовался обращённостью преимущественному к отечественному педагогическому наследию; даже наиболее прогрессивные педагоги, разрабатывая вопросы гражданского воспитания, лишь в редких случаях обращались к зарубежному опыту.
В то же время такой опыт в те годы уже был накоплен, в особенности, в американских школах и европейских «новых школах» и был связан с развитыми системами ученического самоуправления, социальным проектированием, особым построением внутреннего уклада школы и др.
Таким образом, данный период характеризовался относительной «закрытостью» по отношению к зарубежным педагогическим исканиям и находкам в области гражданского воспитания.
33

[стр.,34]

Для послереволюционного десятилетия, напротив, характерна существенная открытость, если не к содержанию, то к формам и методам гражданского воспитания в зарубежных экономически развитых странах, прежде всего в США.
По мнению некоторых исследователей, сами формы учебной деятельности, заимствованные в 1920-е
гг.
из американского опыта (Дальтон-план, «метод проектов») были ориентированы не столько на традиционное формирование «знаний, умений, навыков», сколько на развитие
определённых качеств личности, которые вполне можно назвать «гражданскими качествами»: самостоятельности, ответственности, готовности работать в сотрудничестве, делать выбор, руководить и подчиняться.
Следующий продолжительный период с 1930-х до середины 1980-х гг.
характеризовался максимальной «закрытостью» отечественной теории и практики гражданского
воспитания для мирового педагогического опыта, к чему вполне можно отнести известное понятие из социально-политического лексикона тех лет «железный занавес».
Чем продолжительнее был этот период и чем плотнее «занавес», тем активнее начались с конца 1980-х и особенно с начала 1990-х гг.
международные
контакты отечественных педагогов в области гражданского воспитания.
Контакты эти на первом этапе, однако, были односторонними и часто сводились к простому заимствованию западных практик гражданского
воспитания.
Анализируя этот период, И.Д.
Фрумин выделяет следующие его черты:
попытки прямого перевода некоторых западных учебных материалов в области гражданского образования; отсутствие в этих материалах учёта субъективного опыта российского учащегося (обсуждаются вопросы, связанные с деятельностью парламентов мира.
Президента и т.д., никак не связанные с гражданскими аспектами жизни реального школьника); 34

[стр.,65]

повышения квалификации учителей, воспитателей, школьных администраторов, работающих в сфере гражданского образования.
Выявлены тенденции развития гражданского образования в России на протяжении XX в.
и на современном этапе.
Первая тенденция выражается в чередовании периодов относительно интенсивного и относительно экстенсивного развития.
Позитивное значение этой тенденции в том, что интенсивное развитие, требует особого напряжения усилий, которое может быть осуществлено лишь на протяжении ограниченного промежутка времени, в завершение которого возникает потребность в определённой стабилизации.
Можно предположить, что отбор содержания и форм гражданского
воспитания в настоящее время подходит к концу, и предстоящий новый период будет характеризоваться экстенсивным типом развития.
Вторая тенденция выражается в циклическом чередовании в истории гражданского воспитания в России периодов относительной «открытости» и относительной «закрытости» для восприятия идей и подходов зарубежной педагогической мысли в этой области.
Диалектика чередования исторических периодов «закрытости» и «открытости» в гражданском воспитании имеет следующее значение.
В периоды «закрытости» происходит накопление собственных традиций в теории и практике гражданского воспитания, отвечающих особенностям «российского менталитета»; в периоды «открытости» осуществляется творческое обогащение отечественной традиции тем лучшим, что она готова принять в себя из международного опыта развития теории и практики гражданского воспитания.
Третья тенденция развития теории и практики гражданского образования в России с начала XX в.
связана с постепенной внутренней дифференциацией гражданского воспитания, расчленением целостного учения на отдельные подходы.
По принципу отбора содержания гражданского воспитания и образования в настоящее время можно выделить следующие альтернативные подходы: ситуативно-воспитательный, правоведческий, политологический, культурологический, интегрированный.
65

[Back]