Проверяемый текст
Попов, Николай Сергеевич; Гражданское воспитание в системе внеклассной работы (Диссертация 2004)
[стр. 40]

При этом надо иметь в виду, что как образовательно-воспитательный конструкт гражданственность может иметь разный ценностно-смысловой и поведенческий подтекст в различных культурных традициях.
При всей незавершенности становления гражданского общества в России, в русской культурной традиции сложилось свое понимание гражданственности, весьма актуальное и для современной российской социальной и политической практики.
Гражданственность,
на наш взгляд, —эго совокупность убеждений и взглядов, которая предполагает, с одной стороны, высокую степень независимости и самостоятельности индивидуальных суждений об обществе, с другой приоритет нерушимой социачьной солидарности, коллективизма, выражающийся в активном участии человека в жизни общества.
Личность немыслима вне общества, она часть коллективного целого, но это
самостоятельная единица, способная осознавать свой моральный долг, ставить его во главу своих интересов, формулировать новые идеи.
Учитывая это, в структуру целеполагания гражданского
образования в условиях нынешнего переходного периода должна быть включена, помимо непосредственной цели формирования гражданственности конкретного учащегося, еще и стратегическая цель создания предпосылок для становления гражданского общества.
Гражданское общество —это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми
нормами.
Это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной
личностной направленностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.) [19б[.
Некоторые авторы к признакам гражданского общества относят следующие.
В о-первы
хгражданское общество это сообщество свободных индивидов.
Свобода в данном случае рассматривается в различных аспектах: экономическом, социальном, политическом.
Во-вторых, гражданское общество суть открытое социальное образование.
Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.
В-третьих, гражданское общество есть
41
[стр. 48]

Понятие гражданственности, как показано в современных (1990-е гг.) исследованиях А.В.
Беляева /241/, В.И.
Кожокаря /250/, Ю.А.
Танюхина/[260/ включает в себя: понимание своих прав и свобод и умение использовать их на практике в рамках уважения прав и свобод других граждан; личную ответственность за свой выбор и свое поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед окружающими людьми, обществом и государством; действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора, моральных убеждений, идеалов равноправия граждан и суверенитета народа по отношению к власти; способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями; осознание своей гражданской идентичности принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому и языковому пространству, истории и культуре.
При этом надо иметь в виду, что как образовательно-воспитательный конструкт гражданственность может иметь разный ценностно-смысловой и поведенческий подтекст в различных культурных традициях.
При всей незавершенности становления гражданского общества в России, в русской культурной традиции сложилось свое понимание гражданственности, весьма актуальное и для современной российской социальной и политической практики.
Гражданственность
в российском культурном контексте это совокупность убеждений и взглядов, которая предполагает, с одной стороны, высокую степень независимости и самостоятельности индивидуальных суждений об обществе, с другой ~ приоритет нерушимой социальной солидарности, коллективизма, выражающийся в активном участии человека в жизни общества.
Личность немыслима вне общества, она часть коллективного целого, но это
сознательная единица, способная осознавать свой моральный долг, ставить его во главу своих интересов, формулировать 48

[стр.,49]

новые идеи.
Учитывая это, в структуру целеполагания гражданского
воспитания (в условиях нынешнего переходного периода) должно быть включено, помимо непосредственной цели формирования гражданственности у конкретного учащегося, ещё и стратегическая цель создания предпосылок для становления гражданского общества.
Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми,
культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.) /196/.
Некоторые авторы к признакам гражданского общества относят следующие.
Во-первых,
фажданское общество это сообщество свободных индивидов.
Свобода в данном случае рассматривается в различных аспектах: экономическом, социальном, политическом.
Во-вторых, гражданское общество суть открытое социальное образование.
Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.
В-третьих, гражданское общество есть
сложноструктурированная плюралистическая система.
Наличие многообразных общественных форм и институтов позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа.
Вчетвёртых, гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая система; при этом одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества.
В-пятых, гражданское общество — правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.
49

[Back]