школьник. С этой точки зрения особую роль в формировании гражданской компетентности играют именно внеклассные и внешкольные формы работы. Анализ литературы по проблеме гражданского образования, а также опыт современной российской школьной практики позволил нам выделить совокупность педагогических принципов гражданского образования в системе внеклассной работы. 1. Принцип включения воспитанников в опыт гражданского действия. Как мы уже отмечали, ориентация воспитания на формирование личностного опыта школьника и последующего осмысления этого опыта тесно сопряжена с идеями «компетентностного подхода» в образовании. Одной из гипотез, на которую опирается сегодня данный подход, является следующая гипотеза: компетенциями становятся знания, умения и навыки, полученные, осмысленные и применённые в опыте. Как отмечают В.А. Болотов и В.В. Сериков, «компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта» [58, 6]. Сформулированный нами принцип предполагает, что гражданское воспитание может быть эффективным лишь при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям. В отрыве от реальной жизни в лучшем случае (ситуация «предметнознаниевого» подхода, ограниченного средствами классно-урочной деятельности) произойдет формирование чисто академической системы знаний («для экзамена»), рядом с которой в осознании учащихся будет существовать другая система представлений и. отношений, обслуживающих их практическую деятельность. В худшем случае (внеклассная «работа»,.сводящаяся к традиционным вербальным методам: беседам на гражданские темы, встречам с «интересными людьми», просмотру видеофильмов при пассивной позиции воспитанников) произойдет отторжение предполагаемого школой содержания как не совпадающего с жизненным опытом. 46 |
жизнедеятельности человека, то гражданская компетентность характеризует его готовность к реализации себя в определённой социальной роли (гражданина). Современные исследователи гражданского образования и воспитания (И.Д. Фрумин /157/, Е.Е. Вяземский /63/) выделяют следующие черты фажданской компетентности личности: • понимание новых ситуаций путем применения общих правил и принципов (уже имеющихся знаний); • включение гражданско-правовых и норм и ценностей в свой внутренний мир, умение принимать их (хотя бы частично, но осознанно) в качестве собственных норм, ценностей, образцов); • умение адекватно слушать, интерпретировать, ставить себя на место другого человека в качестве условия диалога, партнерского поведения, социальной кооперации и ответственности; • толерантное отношение к иному мнению, иной позиции, иной идентичности и образу жизни; • поиск нового знания как ориентир для последующей работы и социальных действий. Гражданская компетентность личности в значительной степени формируется в процессе обучения (на уроках образовательной области «Обществознание» и др.), но её сформированность зависит не только от образовательного процесса, но и от всего уклада школьной жизни и в более широком плане от всей образовательно-культурной ситуации, в которой находится школьник. С этой точки зрения, особую роль в формировании гражданской компетентности играют именно внеклассные и внешкольные формы работы. Анализ литературы по проблемам гражданского образования и воспитания, а также современной российской пшольной практики позволил нам выделить совокупность педагогических принципов гражданского воспитания в системе внеклассной работы. 53 1. Принцип включения воспитанников в опыт гражданского действия. Как мы уже отмечали, ориентация воспитания на формирование личностного опыта воспитанника и последующего осмысления этого опыта тесно сопряжена с идеями «компетентностного подхода» в образовании. Одной из гипотез, на которую опирается сегодня данный подход, является следующая: компетенциями становятся знания, умения и навыки, полученные, осмысленные и применённые в опыте. Как отмечают В.А. Болотов и В.В. Сериков, «компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта» /57, 6/. Сформулированный нами принцип предполагает, что гражданское воспитание может быть эффективным лишь при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям. В отрыве от реальной жизни в лучшем случае (ситуация «предметно-знаниевого» подхода, ограниченного средствми классноурочной деятельности) произойдет формирование чисто академической системы знаний («для экзамена»), рядом с которой в осознании учащихся будет существовать другая система представлений и отношений, обслуживающих их практическз^о деятельность. В худшем случае (внеклассная «работа», сводящаяся к традиционным вербальным методам: беседам на гражданские темы, встречам с «интересными людьми», просмотру видеофильмов при пассивной позиции воспитанников) произойдет отторжение предполагаемого школой содержания как не совпадающего с жизненным опытом. Личный опыт учащихся, будучи важным фактором формирования гражданской культуры, отражает противоречивые процессы, происходящие на глазах учащихся, вбирает в себя влияние средств массовой информации, образа жизни и образа мыслей, присущих их семьям, молодежной субкультуры, общения в группе сверстников. В нем достоверные знания 54 |