Проверяемый текст
Попов, Николай Сергеевич; Гражданское воспитание в системе внеклассной работы (Диссертация 2004)
[стр. 55]

стоящее время.
Для этого этапа характерен новый всплеск интереса к проблемам гражданского образования, деидеологизация последнего, разработка альтернативных подходов «знаниево-предметного» и «социальнодеятельностного», ориентированных, соответственно, на приоритетность либо классно-урочных, либо внеклассных и внешкольных форм гражданского образования.
Исходя из этого выявлены условия, в которых развивается теория и практика гражданского образования в России начала XXI века.
Данные условия могут быть сгруппированы следующим образом.
Первая группа негативныхусловий характеризует социальные особенности современной России:
дальнейшее увеличение виртуально-информационной составляющей социальной жизни; снижение возрастного уровня и расширения массовости приобщения к алкоголю, наркотикам и распространение других типов зависимостей у подростков: уменьшение роли семьи как базовой ячейки общества; рост детской, подростковой и молодежной преступности.
Вторая (позитивная) реакцию системы образования на социальные условия.

Сложились разнообразные подходы к практической реализации задач гражданского образования, созданы предпосылки для реализации задач гражданского воспитания средствами учебной деятельности.
Созданы различные структуры, занятые распространением и совершенствованием идей и подходов гражданского образования;
проводятся (главным образом на региональном уровне) семинары, конференции, курсы повышения квалификации учителей, воспитателей, школьных администраторов, работающих в сфере гражданского образования.
Выявлены три тенденции развития гражданского образования в России на протяжении XX века и на современном этапе,-которые характеризуются периодами относительной «открытости» и относительной «закрытости».
Ещё две относительно новые тенденции в развитии гражданского образования в России обозначились с 1990-х гг.
Первая из них заключается в увеличении приоритетности развивающих задач гражданского
образования над собст56
[стр. 16]

проблемам гражданского воспитания, деидеологизация последнего, разработка альтернативных подходов «знаниево-предметного» и «социально-деятельностного», ориентированных, соответственно, на приоритетность либо классно-урочных, либо внеклассных и внешкольйых форм гражданского воспитания.
Все указанные этапы различались по роли и месту внеклассной работы в теории и практике гражданского воспитания.
2.
Основные тенденции развития теории и практики гражданского образования в России.
Три тенденции, прослеживаемые всём на протяжении XX в.
Первая тенденция выражается в чередовании периодов относительно интенсивного и относительно экстенсивного развития.
Вторая тенденция заключается в циклическом чередовании в истории гражданского воспитания в России периодов относительной «открытости» и относительной «закрытости» для восприятия идей и подходов зарубежной педагогической мысли в этой области.
Третья тенденция развития теории и практики гражданского образования в России с начала XX в.
связана с постепенной внутренней дифференциацией гражданского воспитания, расчленением целостного учения на отдельные подходы.
Две относительно новые тенденции, проявившие себя с 1990-х гг.
Первая из них заключается в увеличении приоритетности развивающих задач граж:данского
воспитания над собственно воспитательными.
Вторая относительно новая тенденция выражается в особом соотношении между понятиями «гражданское воспитание» и «гражданское образование».
3.
Совокупность форм и методов гражданского воспитания, наиболее эффективных на современном этапе: дискуссия, ролевая игра, деловая игра, деятельность ученического самоуправления, метод проектов (в том числе такие его разновидности, как социальное проектирование, телекоммуникационные проекты, социальные акции).
4.
Примерная модель гражданского воспитания в условиях модернизации российского образования, включающая в себя: цель гражданского воспитания; содержательные задачи и задачи по обеспечению 16

[стр.,47]

предмет «Граждановедение» включается в учебные планы общеобразовательных школ в качестве регионального компонента.
Созданы различные структуры: внедренческие центры, авторские коллективы, общественное объединение «Ассоциация за гражданское образование», занятые распространением и совершенствованием идей и подходов гражданского образования и воспитания.
Проводятся (главным образом на региональном уровне) семинары, конференции, курсы повышения квалификации учителей, воспитателей, школьных администраторов, работающих в сфере гражданского образования.

Наиболее масштабным мероприятием такого рода стал инициированный МО РФ и несколькими регионами России при поддержке Совета Европы проект «Переподготовка учителей гражданского образования в Российской Федерации» (1996 1999 гг.) /63, 14-18/.
Таким образом, по существу единственной неразрешённой проблемой на сегодня остаётся обеспечения решения задач гражданского воспитания средствами внеурочной работы в массовой российской школе.
Рассмотрим вопрос о цели гра;м€данского воспитания.
В настоящее время существуют различные подходы к решению данной проблемы.
Так, Л.
Грегуль считает, что «главная задача гражданского образования воспитание гражданского достоинства.
Если мы его не имеем, получается то, что мы можем идти в суд, но прикрываемся тем, что не знаем как.
Русский народ бунтарь и никогда власть не любил.
Этим можно воспользоваться для воспитания гражданского достоинства.
Нам надо изучать историю своей страны, нам есть, чем гордиться, на что опереться.
На сегодня чувство гражданского достоинства утрачено, народ запуган» /75/.
Однако наиболее распространённой на сегодня является точка зрения о том, что цель гражданского воспитания развитие в условиях реального общества ценностей, знаний и навыков гралсданственности как интегрального качества личности (что значительно шире правового воспитания и обучения основам современной демократии).
47

[стр.,64]

идеологизацией и своеобразным выхолащиванием внеурочных форм гражданского воспитания, бюрократизацией ученического самоуправления.
Наконец, современный этап поиска новой модели гражданского воспитания начался с конца 1980-х гг.
и завершается в настоящее время.
Для этого этапа характерны: новый всплеск интереса к проблемам гражданского воспитания, деидеологизация последнего, разработка альтернативных подходов «знаниево-предметного» и «социально-деятельностного», ориентированнык, соответственно, на приоритетность либо классно-урочных, либо внеклассных и внешкольных форм гражданского воспитания.
На основе анализа литературных источников, данных, полученных с использованием СМИ, и современной школьной практики, выявлены условия, в которых развивается теория и практика гражданского воспитания в России начала XX в.
Данные условия могут быть сгруппированы следующим образом: первая группа негативных условий характеризует социальные особенности современной России;
вторая (позитивная) реакцию системы образования на социальные условия.
Перечислим негативные условия внешнего контекста развития теории и практики современного образования: дальнейшее увеличение виртуальноинформационной составляющей социальной жизни; снижение возрастного уровня и расширения массовости приобщения к алкоголю, наркотикам и распространение других типов зависимостей у подростков; уменьшение роли семьи как базовой ячейки общества; рост детской, подростковой и молодежной преступности.
Позитивные педагогические условия: сложились разнообразные подходы к практической реализации задач гражданского образования; созданы предпосылки для реализации задач гражданского воспитания средствами учебной деятельности; созданы различные структуры, занятые распространением и совершенствованием идей и подходов гражданского образования и воспитания; проводятся (главным образом на региональном уровне) семинары, конференции, курсы 64

[Back]