Проверяемый текст
Попов, Николай Сергеевич; Гражданское воспитание в системе внеклассной работы (Диссертация 2004)
[стр. 63]

ценностей, относящихся к правам человека, этике социальной ответственности, установкам толерантности и плюрализма мнений; традиции демократичных отношений между учителем и учащимися.
В этих условиях неподготовленное методологически и методически внедрение надпредметной модели может вызвать процесс, противоположный целям гражданского
образования: проецирование учителями на учащихся своих политических и этических установок, неудовлетворенных интересов и нереализованных ожиданий, собственных моральных ценностей и качеств.
Итак, на сегодня в различных регионах России накоплен первичный опыт внедрения новых подходов к реализации гражданского образования и воспитания в рамках классно-урочных форм на разных ступенях учебного процесса.
Однако этот опыт, как и зарубежная педагогическая практика, свидетельствует о том, что гражданское
образование не может быть сведено ни к отдельному учебному предмету, ни к набору гуманитарных дисциплин.
Специфика гражданского
образования как особой образовательной системы состоит в том, что, кроме предметной области обществоведения, она предполагает развитие надпредметной формы деятельности в рамках образовательного пространства школы, становление демокраптческой формы организации самой школы, использование возможностей социальной практики учащимися за рамками образовательного учреждения.
Поэтому реализация на практике
гражданского образования — задача гораздо более трудная, чем преподавание обществоведческих дисциплин как обычных школьных предметов.
Урок всегда ограничен временными рамками и
доминирующим образовательным приоритетом.
Даже если хорошо поставленный урок граждановедения рождает у подростка потребность в социальной, творческой самореализации, то осуществить эту потребность на уроках он уже не может.
В связи с этим мы считаем, что основой формирования
гражданской позиции.
и социальной активности должна являться внеклассная деятельность подростков.
Она имеет большее, чем урок, временное пространство, большее количество субъектов участников того или иного вида деятельности, и несет в себе
64
[стр. 73]

от их содержания.
Интерес к ней в последнее время несколько вырос в отечественной школьной практике, однако внедрение этой модели в учебный процесс сталкивается с серьезными трудностями.
Причины этих трудностей заключаются в неадаптированности традиционного отечественного образования к постоянному процессу идентификации и трансляции гражданских ценностей, что является другим важнейшим условием качества образования в данной области.
Надо учитывать отсутствие в российской школе ряда необходимых для реализации данной модели традиций, а именно: традиции свободного обсуждения, «проговаривания» моральных и этических понятий с учащимися; традиции бережной передачи учителем знаний и ценностей, относящихся к правам человека, этике социальной ответственности, установкам толерантности и плюрализма мнений; традиция демократичных отношений между учителем и учащимися.
В этих условиях неподготовленное методологически и методически внедрение надпредметной модели может вызвать процесс, противоположный целям гражданского
воспитания: проецирование учителями на учащихся своих политических и этических установок, неудовлетворенных интересов и нереализованных ожиданий, собственных моральных ценностей и качеств.
Итак, на сегодня в различных регионах России накоплен первичный опыт внедрения новых подходов к реализации гражданского образования и воспитания в рамках классно-урочных форм на разных ступенях учебного процесса.
Однако этот опыт, как и зарубежная педагогическая практика, свидетельствует о том, что гражданское
воспитание не может быть сведено ни к отдельному учебному предмету, ни к набору гуманитарных дисциплин.
Специфика гражданского
воспитания как особой образовательной системы в том, что, кроме предметной области обществоведения, она предполагает развитие надпредметной формы деятельности в рамках образовательного пространства школы, становление демократической формы организации самой школы, использование возможностей социальной практики учащихся за рамками образовательного учреждения.
Поэтому реализация на практике
73

[стр.,74]

гражданского образования задача гораздо более трудная, чем преподавание обществоведческих дисциплин как обычньюс школьных предметов.
Урок всегда ограничен временными рамками и
доминирз^ющим образовательным приоритетом.
Даже если хорошо поставленный урок граждановедения рождает у подростка потребность в социальной творческой самореализации, то осуществить эту потребность на уроках он уже не может.
В связи с этим мы считаем, что основой формирования
граэюданской позиции и социальной активности должна являться внеклассная деятельность подростков.
Она имеет большее, чем урок, временное пространство, большее количество субъектов участников того или иного вида деятельности и несет в себе
приоритет воспитания в человеке тех или иных умений, навыков, личностных качеств.
С точки зрения возможности гражданского воспитания, внеклассная деятельность обладает (при определенных условиях) огромным потенциалом, так как подростку предоставляется целая палитра сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно осуществлять единственно эффективное воспитание самовоспитание в соответствии со своей пшалой ценностей.
Мы согласны с С.
Шехтером и Н.
Воскресенской в том, что внеклассная деятельность «это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения учащимися социальнокультурных ценностей общества через включение в общественно полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время».
Это позволяет нам рассматривать внеклассную деятельность учащихся на современном этапе развития гражданского воспитания как системообразующий элемент последнего, как «связующий мостик» между достаточно узким классноурочным уровнем организации гражданского образования и широкими внешкольными формами работы.
74

[Back]