в практику российской школы. Это такие формы, как мозговой штурм («брейнсторминг»), ранжирование (рейтинговое принятие решений), «карта понятий», «групповое расследование», «учебные суды» и ряд других. Данные методы в наибольшей степени способствуют решению задач гражданского образования формированию элементов ключевых компетенций, выражающихся в умениях: —работать с понятиями; —работать в сотрудничестве (в малых группах); осуществлять альтернативу в принятии решения; моделировать и (или) анализировать ситуации. Ещё более эффективным методом решения этих и некоторых других задач гражданского образования являются ролевые и деловые игры. Термин «игра» психологи определяют как «вид активности человека, в которой он демонстрирует одно или несколько следующих качеств: ведет себя нетипичным образом (играет какую-либо роль), не принимает всерьез то, что делает, скрывает свои подлинные чувства и психологические качества, получает только развлечение от того, что делает» [63]. «Проживая» ситуации в игре, подросток может по-новому осознать проблемы, способы реагирования, отношение к событиям, ценностям, к конкретным людям; открываются новые возможности для построения отношений и самореализации. Игра является важнейшим элементом учебной деятельности и наиболее привлекательной формой проведения занятий для учащихся. Причин этому довольно много: возможность проявить свои творческие способности (например, артистизм); наличие избытка энергии, которая особенно накаплива“ется после уроков традиционного плана; проба сил и способностей в условиях конкуренции; возможность действовать, не боясь ошибок; приобретение навыков действия в различных жизненных ситуациях; любопытство и страсть к исследованию; в игре можно отвлечься от личного, решить болезненный для себя вопрос «отстраненно», от имени выдуманного героя; само76 |
Аргументированный ответ залог цивилизованной дискуссии, важный момент коммуникативной компетенции и гражданской компетентности личности в целом. Данная методика используется как в классно-урочной, так и во внеклассной работе. В этом же ряду можно назвать и другие «вербальные» и одновременно «активные» формы и методы гражданского воспитания, широко используемых в зарубежной практике и включаемые с начала 1990-х гг. в практику российской школы. Это такие формы, как: мозговой штурм («брейнсторминг»), ранжирование (рейтинговое принятие решений), «карта понятий», «групповое расследование», «учебные суды» и ряд других. Данные методы в наибольшей степени способствуют решению следующих задач гражданского воспитания формированию элементов ключевых компетенций, выражаюшдхся в умениях: -работать с понятиями; -работать в сотрудничестве (в малых группах); -осуществлять альтернатив и принятие решения; -моделировать и/или анализировать ситуации. Ещё более эффективным методом решения этих и некоторых других задач гражданского воспитания являютсяролевые и деловые игры. Термин игра психологи определяют как «вид активности человека, в которой он демонстрирует одно или несколько следующих качеств: ведет себя нетипичным образом (играет какую-либо роль), не принимает всерьез то, что делает, скрывает свои подлинные чувства и психологические качества, получает только развлечение от того, что делает» /206, 271/. «Проживая» ситуации в игре, подросток может по-новому осознать проблемы, способы реагирования, отношение к событиям, ценностям, к конкретным людям; открываются новые возможности для построения отношений и самореализации. Игра является важнейшим элементом учебной деятельности и является наиболее привлекательной формой проведения занятий для учащихся. Причин этому довольно много: возможность проявить свои творческие 86 способности (например, артистизм); наличие избытка энергии, которая особенно накапливается после уроков традиционного плана; проба сил и способностей в условиях конкуренции; возможность действовать, не боясь ошибок; приобретение навыков действия в различных жизненных ситуациях; любопытство и страсть к исследованию; в игре можно отвлечься от личного, решить болезненный для себя вопрос «отстранено», от имени выдуманного героя; самостоятельность действий является ключевым элементом игры, что несомненно привлекает подростков. При этом игра может превраш;аться в соревнование, процесс, решение определенной задачи или самореализацию внутренних потребностей и склонностей человека. Однако при использовании игр в учебно-воспитательном процессе могут возникнуть следующие проблемы: соревновательность и стремление к победе могут вылиться в агрессию и привести к серьезному межличностному или межгрупповому конфликту; интерес в игре является определяющим моментом ее эффективности, поэтому его следует постоянно поддерживать, иначе игра станет формальным актом; важным этапом организации занятия с использованием игровых методик является формирование групп, при котором нельзя допускать доминирования отдельных учащихся в группе или отдельных групп в игре, роли должны быть распределены в соответствии с интересами и способностями; внимательно надо следить за правом меньшинства на выражение своего мнения, не допускать давления окружающих на отдельного человека, вырабатывать умения противостоять этому давлению. В связи с этим необходимо учитывать ряд педагогических принципов использования игр в учебно-воспитательном процессе, среди которых важнейшие: доброжелательность группы; спонтанность поведения; импровизация и творчество. Перечислим структурные элементы, присутствующие в любой игре: 1) роли, взятые на себя играющими; 2) игровые действия как средство реализации этих ролей; 3) игровое употребление предметов замещение 87 |