Одним из оснований становления личности педагога-мастера является формирование коммуникативной культуры труда учителя. К изучению культуры можно подходить с разных точек зрения и с разных сторон: исторической, социологической, эстетической, структурной и тщ., и каждый из этих аспектов правомерен. Однако, на наш взгляд, только философский подход может обеспечить наиболее глубокое и универсальное знание содержания, форм, структур, видов и, что особенно важно, внутренних закономерностей развития и функционирования культуры, ее органических взаимосвязей с социальными фактами и социальными структурами. Исторический и логический анализ раскрывают не только тенденции, закономерности и условия функционирования коммуникативной культуры, что само по себе важно, но главное позволяют осмыслить и обосновать сущность данного феномена. Подчеркнем, что выявление тенденций, осмысление принципов и условий формирования коммуникативной культуры учителя будут зависеть от того, как определена ее сущность. Поэтому необходимо сначала охарактеризовать категории, описывающие культуру, а затем вычленить понятие коммуникативной культуры. Для выделения понятий, которые помогают описать феномен коммуникативной культуры, на наш взгляд, полезным может оказаться единство системного и целостного подходов, поскольку они предполагают ограничение описываемых явлений (за счет вычленения необходимого и достаточного состава элементов и связей изучаемого объекта), а также исследование функциональной зависимости одной системы от другой. Опыт использования системного подхода в педагогических исследованиях показывает, что достоверность обоснования компонентов целостного педагогического объекта зависит от того, какая научная категория выбирается в качестве основания анализа и тем самым служит критерием для вычленения необходимых и достаточных компонентов (элементов) явления |
профессиональной культуры тесно связывайся с педагогическими умениями и освоенными методами деятельности педагога, т.е. с уровнем владения технологией, lie отрицая пользы освоения педагогической технологии, тем не менее можно считать, что главная проблема подготовки учителя ото проблема возможно более полного раскрытия педагогического потенциала личности в учебно-воспитательном процессе в вузе и дальнейшей работе в школе. К этой стороне вопроса специальное внимание исследователей обратилось лишь в последнее время благодаря установке на гуманизацию учебно-воспитательного процесса и необходимости ее отражения в профессиональной педагогической культуре учителя. В таких условиях на первый план вышла проблема становления личности педагога, способного ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах и действовать, ответственно и профессионально в образовательно-воспитательных процессах. Одним из оснований становления личности — педагш а-мастера является формирование методологической культу ры труда учителя. К изучению культуры можно подходить с разных точек зрения и с разных сторон: исторической, социологической, эстетической, структу рной и т.д,, и каждый из этих аспектов правомерен. Однако, на наш взгляд, только философский подход может обеспечить наиболее глубокое и универсальное знание содержания, форм, структур, видов и, что особенно важно, внутренних закономерностей развития и функционирования культуры, ее органических взаимосвязей с социальными фактами и социальными структурами. Исторический и логический анализ раскрывают не только тенденции, закономерности и условия функционирования методологической культуры, что само по себе важно, но — главное — позволяют осмыслить и обосновать сущность данного феномена. Подчеркнем, что выявление тенденций, осмысление принципов и условий формирования методологической культуры учителя будут зависеть от того, как определена се сущность. Поэтому необходимо сначала охарактеризовать категории, описывающие культуру, а затем вычленить понятие методологической культуры. Для выделения понятий, которые помогают описать феномен методологической культуры, на наш взгляд, полезным может оказаться единство системного и целостного подходов, поскольку они предполагают о!раничение описываемых явлений (за счет вычленения необходимого и достаточного состава элементов и связей изучаемого объекта), а также исследование функциональной зависимости одной системы от другой. Опыт использования системного подхода в педагогических исследованиях показывает, что достоверность обоснования компонентов целостного педагогического объекта зависит от того, какая научная категория выбирается в качестве основания анализа и тем самым служит критерием для вычленения необходимых и достаточных компонентов (элементов) явления как целого. Наше представление о культуре позволяет считать деятельность основанием для вычленения необходимых и достаточных компонентов понятия ‘‘методологическая культура учителя”. Деятельность имеет также фундаментальное значение для исследования процессов формирования методологической культуры. В этом смысле правомерно рассматривать методологическую культуру учителя как проявление синтеза методологической, психолого-педагогической образованности учителя, его мыслительной активности, личностно-ценностной духовной доминанты ради совершенствования своей профессиональной деятельности и профессионально значимых качеств. Эго утверждение основано на том, что личность с ее качествами рассматривается в психологии как “продукт деятельности”. |