Между тем есть необходимость обратиться к еще одной важной форме связи рассмотренных выше категорий. Находясь в тесной связи, онивыступают также в форме образа идеального профессионального бытия субъекта в различных компонентах сознания целях, идеалах, мотивах, ценностной ориентацией и т.д. Главным в этих построениях является стремление человека увидеть истинное (идеальное) бытие, а затем сформировать соответствующее представление о собственном профессиональном бытии. Человек не может осознавать чего-либо иначе как в форме видимого мира. Более того, если речь идет о культуротворческой деятельности, то способность видеть здесь является фундаментальной. Эту деятельность связывают прежде всего с наличием образов, которые оказывают определяющее влияние на культуру. Культура определяется в конечном счете образами или представлениями, "исповедуемыми" людьми, характер этих образов и представлений определяет характер самой культуры. Таким образом культура может быть представлена в категориях следующего ряда: культура как "вид" бытия; культура как "видимость" бытия; культура как "видение" бытия. Современная философия дает возможность раскрыть сущность всех компонентов данного категориального ряда. Категория "вид" употребляется как внешность, видимый облик и образ культуры. "Видимость" означает прежде всего зримость, а также способность видеть вообще в контексте культуры. "Видение" объединяет совокупность представлений человека о профессиональном бытии, о самом себе и воплощено в умении, абстрагируясь от реальности, увидеть и понять образ своего индивидуального профессионального бытия. С профессиональной точки зрения, это процесс образования идеи и превращения ее в образы, зримые и доступные восприятию каждого, но где сам автор идеи индивидуально воплощает, овеществляет идею в образах. Это дает |
личности, где деятельность, рассмотренная “от субъекта”, — ото способ, механизм самореализации личности. В этой связи есть все основания считать, что ведущим функциональным признаком методологической культуры являемся не только преобразование действительности, но и самореализация личности. Такой подход к определению деятельности обусловливает новизну решения проблемы личности: соотнесение сущности и качества личностною развития со способами взаимодействия человека с миром и с его преобразованием. Отношение человека к миру предстает как его особая субъективная характеристика. Отношение выступает основной единицей анализа личностного развития, гак как человек ecu. личность потому, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Отношения правомерно рассматривают как ведущий, наиболее существенный и интегративный показатель личностного развития, а личность — как совокупность отношений к миру. Между тем есть необходимость обратиться к еще одной важной форме связи рассмотренных выше категорий. Находясь в тесной связи, они выступают также в форме образа идеального профессионального бытия субъекта в различных компонентах сознания — целях, идеалах, мотивах, ценностной ориентацией и т.д. Главным в этих построениях является стремление человека увидеть истинное (идеальное) бытие, а затем сформировать соответствующее представление о собственном профессиональном бытии. Человек не может осознавать чего-либо иначе как в форме видимого мира. Более того, если речь идет о культуротворческой деятельности, то способность видеть здесь является фундаментальной. Эту деятельность связывают прежде всего с наличием образов, которые оказывают определяющее влияние на культуру. Культура определяется в конечном счете образами или представлениями, “исповедуемыми” людьми, характер этих образов и 207 представлений определяет характер самой культуры. Таким образом культура может быть представлена в категориях следующего ряда: культура как “вид” бытия; культура как “видимость” бытия; культура как “видение” бытия. Современная философия дает возможность раскрыть сущность всех компонентов данного категориального ряда. Категория “вид” употребляется как внешность, видимый облик и образ культуры. “Видимость” означает прежде всего зримость, а также способность видеть вообще в контексте культуры. “Видение” объединяет совокупность представлений человека о профессиональном бытии, о самом себе и воплощено в умении, абстрагируясь от реальности, увидеть и понять образ своего индивидуального профессионального бытия. С профессиональной точки зрения, это процесс образования идеи и превращения ее в образы, зримые и доступные восприятию каждого, но где сам автор идеи индивидуально воплощает, овеществляет идею в образах. Это дает возможность видеть свою субъективность. 'Затем приходит новое видение своего профессионального бытия через научный и философский способы опровержения видимого. Научный способ ориентирует человека познать само видимое, а философский — чтобы человек видел истину “вида” в самом себе. Таким образом, если опереться на современные представления о понятиях “методология”, “культура” то методологическую культуру учителя можно представить как образ его идеального профессиональною бытия, включающий онтолого-гносеологическую и методологическую интерпретацию его профессиональной деятельности. Этот образ отражает внутреннее духовное состояние и достояние учителя, обусловливает стратегию ею профессионального мышления, поведения и деятельности. В современных исследованиях, посвященных проблеме формирования методологической культуры учителя, нет достаточно полного 208 |