подчинять свои поступки не потоку нахлынувших эмоций, а усилиями ума и воли выбирать из всех возможных путей решения назревающего или возникающего конфликта самый верный? Ответом на эти вопросы может выступить образование, ориентированное на общечеловеческие ценности, гуманистическую психологию и педагогику. Перейти к гуманизации учебновоспитательного процесса возможно, опираясь на учителей, имеющих высокий уровень этической компетентности. Проблема качества этического образования актуальна не только для педагогических работников. В настоящее время недостаточный учет стимулирующей роли профессиональной этики для повышения престижа, изменения статуса того или иного сообщества, развития готовности к труду свойственен в определенной степени для всех сфер общественной жизни. Достижение цивилизованного состояния общества немыслимо без овладения этическими нормами, которые используются в определенных ситуациях. Формирование коммуникативного пространства в общении требует умения соблюдать этические нормы (владение этикетной культурой, умение контролировать свои чувства, эмоции, управлять своей волей и т.п.). К соблюдению этикетных норм в коммуникативной деятельности относится проявление таких качеств, как вежливость, внимательность, тактичность, доброжелательность, выдержанность. В рамках данной проблемы нами разрабатывались следующие вопросы: трактовка понятия "этическая компетентность", которую мы понимаем как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области этики и определенного набора личностных качеств, обусловливающее готовность учителя к этически адекватному поведению в ситуациях |
неопределенным, так как в большинстве случаев приобретается в результате жизненного и педагогического опыта. Новые задачи высшей педагогической школы как раз и предъявляют все больше требований к педагогической стороне в преподавательской деятельности, одним из важнейших компонентов которой является этический компонент. Это обусловлено тем, что в современном обществе производство и потребление заменяют отношения человека с человеком на отношение вещи с вещью. Становится трудно уловить чувства, обращенные к человеческому в людях, возникает постоянное чувство тоски, неуверенности, что резко снижает эффективность взаимодействия в системе отношений "учитель — ученик’1 . Дети пытаются разрешить этот внутренний кризис и сохранить устойчивость путем отказа от человеческою общения с другими людьми, а также усилением собственной нечувствительности. Огрубение детей понемногу иссушает человеческие взаимоотношения, постоянно провоцирует возникновение ссор и конфликтов. Нее ли учителя освоили сложную технику управления отношений между учителем и учащимися? Все ли способны наблюдать за собой и подчинять свои посту пки не потоку нахлынувших эмоций, а усилиями ума и воли выбирать из всех возможных путей решения назревающего или возникающего конфликта самый верный? Ответом на эти вопросы может выступить образование, ориентированное на общечеловеческие ценности, гуманистическую психологию и педагогику. Перейти к гуманизации учебновоспитательного процесса возможно, опираясь на учителей, имеющих высокий уровень этической компетентности. Проблема качества этического образования акту альна не только для педагогических работников. В настоящее время недостаточный учет стимулирующей роли профессиональной этики для повышения престижа, изменения статуса того или иного сообщества, развития готовности к пруду свойственен в определенной степени для всех сфер общественной жизни. Достижение цивилизованного состояния общества немыслимо без овладения этическими нормами. В рамках данной проблемы нами разрабатывались следующие вопросы: — трактовка понятия "этическая компетентность4, которую мы понимаем как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области этики и определенного набора личностных качеств, обусловливающее готовность учителя к этически адекватному поведению в ситуациях морального выбора; — уточнение понятия "профессиональная компетентность учителя”, определяемая нами как система, состоящая из опыта, теоретических знаний, практических умений, личностных качеств, обеспечивающая готовность учителя к актуальному выполнению педагогической деятельности. — выделение ядра качеств этически компетентного учителя, включающее: моралыю-личностныс качества профессионала-учителя (человечность, совестливость, трудолюбие, чуткость, уважительность, честь, великодушие, вежливость, сочувствие, искренность, самообладание, скромность, сознательность, терпимость, самоотверженность, смелость, самолюбие); личностно-педагогические качества, связанные с природными задатками (любовь к детям, отзывчивость, гуманность, педагогическая, доброжелательность, эмпатия, коммуникабельность, выразительность речи); профессии нально-личностимс качества, формируемые в ходе профессиональной подготовки (организованность, дисциплинированность, выдержка, требовательность, настойчивость, инициативность, корректность, о тветственность). 222 |