составляют важнейшую сторону целостной характеристики личности как участника общения. В структуре профессионально-важных коммуникативных свойств и способностей педагога перцептивнорефлексивные качества занимают одно из центральных мест, поскольку для педагога способность видеть и понимать психологические особенности других людей, в частности детей, адекватно отражать и понимать себя и собственную деятельность по сути и делает его педагогом в подлинном смысле этого слова. Значимость этой категории свойств в структуре личности учителя подчеркивается практически во всех работах, прямо или косвенно связанных с анализом педагогического труда. Успешность социализации существенно зависит от индивидуализации. Представление индивидуума об уникальности самого себя и другого человека является важнейшим социальным знанием, условием социальной компетентности: только открыв свою уникальность, человек может осознать уникальность другого; сохранение и воспроизведение социальных значений и смыслов невозможно без индивидуальных усилий субъекта образования; индивидуум значительно единичен и неповторим, что является условием социального обновления, развития; неопределенность, непредсказуемость жизненного предназначения человека определяет спектр возможных форм организации и передачи социального опыта. Таким образом, рассмотрение проблемы взаимополагания образовательной практики и образовательного знания в высшей школе позволяет сделать следующие выводы. В своей образовательной деятельности человек формируется одновременно и как субъект образовательной практики и как субъект образовательного познания. Различным этапам развития индивидуальности соответствуют определенные, специфические типы образовательной практики и образовательного познания, отличающиеся друг от друга своим |
социальных ролей на их выбор и творческое соотношение друг с другом; богатство социального опыта придает напряженность и глубину индивидуальной жизни человека; определение собственной позиции невозможно без соотнесения се с позициями других людей. Успешность социализации существенно зависит от индивидуализации. Представление индивидуума об уникальности самого себя и другого человека является важнейшим социальным знанием, условием социальной компетентности: только открыв свою уникальность, человек может осознать уникальное ih другого; сохранение и воспроизведение социальных значений и смыслов невозможно без индивидуальных усилий субъекта образования; индивидуум значительно единичен и неповторим, что является условием социального обновления, развития; неопределенность, непредсказуемость жизненного предназначения человека определяет спектр возможных форм организации и передачи социального опыта. Таким образом, рассмотрение проблемы взаимополагания образовательной практики и образовательного знания позволяет сделать следующие выводы. В своей образовательной деятельности человек формируется одновременно и как субъект образовательной практики и как субъект образовательного познания. Различным этапам развития индивидуальности соответствуют определенные, специфические типы образовательной практики и образовательного познания, отличающиеся друг от друга своим функционированием. Индивидуальность человека может быть развита лишь па определенном личностной базе. Нахождение своего пути возможно только посредством творческой ‘‘переработки” внешнего мира, включающей: а) осознание тождественности с ним; б) осознание отличия от него. Уровень личности задает границы и уровень индивидуальности* но индивидуальное!:. — то, ради чего личность возникает. Образование конкретного человека осуществляется в единстве подчеркнуть следующее: в своей образовательной практике и образовательного знания человек формируется одновременно и как субъект образовательной практики, и как субъект образовательного познания. Различным этапам развития индивидуальности соответствуют определенные, специфические типы образовательной практики и образовательного познания, отличающиеся друг от друга своим функционированием. Индивидуальность человека может быть развита лишь на определенной личностной базе. Нахождение своего пути возможно только посредством творческой “переработки’' внешнего мира, включающей: а) осознание тождественности с ним; б) осознание отличия от него. Уровень личности задает границы и уровень индивидуальности, но индивидуальность — то, ради чего личность возникает. Образование конкретного человека осуществляется в единстве процессов социализации и индивидуализации. Социализация и индивидуализация, отражающие разность способов и форм образовательной деятельности субъекта, представляют единый процесс очеловечивания человека. Рассмотрение образования как индивидуальной деятельности человека позволяет говорить о неисчерпаемости направлений развития человеческого потенциала, дает возможность раскрыть степень и характер его взаимосвязей с процессами обучения, воспитания и подготовки, осуществляемыми социальными институтами. Рассмотрение образования как индивидуальной деятельности личности дает возможность обосновать специфическую тенденцию современного общества — становление культурно-образовательной ситуации, системообразующим принципом которой становится смена |