образовательном овладения знаниями человек формируется одновременно и как субъект образовательной практики, и как субъект образовательного познания. На развитие индивидуальности влияют определенные, специфические типы образовательной практики и образовательного познания, отличающиеся друг от друга своим функционированием. Индивидуальность человека может быть развита лишь на личностной основе, где определяются: профессиональные цели, идеалы, образы, планы, принципы (элемент, обеспечивающий профессиональную направленность личности); где формируется: мировоззрение, методология (элемент, обусловливающий концептуальные подходы в педагогическом процессе); где происходит оценка ситуации, логика, решения (проявление интеллекта, речи, произвольности) и интуиция (чувствование и принятие решения на уровне эмоций). Нахождение своего пути возможно только посредством творческой "переработки" внешнего мира, включающей: а) осознание тождественности с ним; б) осознание отличия от него. Уровень личности задает границы и свойства индивидуальности, но индивидуальность — то, ради чего личность возникает. Образование конкретного человека осуществляется в единстве процессов социализации и индивидуализации. Социализация и индивидуализация, отражающие разность способов и форм образовательной деятельности субъекта, представляют единый процесс развития человека. Рассмотрение образования как индивидуальной деятельности человека позволяет говорить о неисчерпаемости направлений развития человеческого потенциала, дает возможность раскрыть степень и характер его взаимосвязей с процессами обучения, воспитания и подготовки, осуществляемыми социальными институтами. Рассмотрение образования как коммуникативной деятельности личности дает возможность обосновать специфическую тенденцию современного общества — становление культурно-образовательной ситуации, системообразующим принципом которой становится смена |
создателю, творцу самого себя. Средствами, обеспечивающими субъекту образования возможность определения направления и реализации индивидуальною становления, должны служить образовательные способности. Ключевые достоинства антропологической модели образования как единства специфических форм практики и познания состоят в следующем. Во-первых, рассмотрение образования как индивидуальной деятельности человека позволяет говорить о неисчерпаемости направлений развития человеческого потенциала. Во-вторых, данная модель образования позволяет раскрыть степень и характер его взаимосвязей с процессами обучения, воспитания и подготовки, осуществляемыми социальными институтами. Втретьих, она дает возможность обосновать специфическую тенденцию современною общества — становление культу'рно-образователыюй ситуации, системообразующим принципом которой, становится смена ценностно-целевых ориентиров от полезности и практичности к достоинству и ответствен!юс ги. Выбирая объектом анализа феномен образования и учитывая его многозначность и миогоаопектность, мы уделяем особое внимание изучению познавательною отношения человека к себе. Основополагающим для нас является системомыслительная методология как средство самоорганизации и способ самоопределения человека, а также как путь освоения, выработки собственных средств своей мыследеятельности и жизни. Во-первых, выдвигая на первый план внимание на образовании как деятельности социальных институтов, как особой специфической деятельности многочисленных социальных групп отметим, что до сих пор остается в тени проблема образования как деятельности конкретного человека, образовательные усилия которого, н конечном счете определяют динамику и качество изменений в сфере образования как социального феномена. Отсюда особое значение приобретает изучение образования как социальных ролей на их выбор и творческое соотношение друг с другом; богатство социального опыта придает напряженность и глубину индивидуальной жизни человека; определение собственной позиции невозможно без соотнесения се с позициями других людей. Успешность социализации существенно зависит от индивидуализации. Представление индивидуума об уникальности самого себя и другого человека является важнейшим социальным знанием, условием социальной компетентности: только открыв свою уникальность, человек может осознать уникальное ih другого; сохранение и воспроизведение социальных значений и смыслов невозможно без индивидуальных усилий субъекта образования; индивидуум значительно единичен и неповторим, что является условием социального обновления, развития; неопределенность, непредсказуемость жизненного предназначения человека определяет спектр возможных форм организации и передачи социального опыта. Таким образом, рассмотрение проблемы взаимополагания образовательной практики и образовательного знания позволяет сделать следующие выводы. В своей образовательной деятельности человек формируется одновременно и как субъект образовательной практики и как субъект образовательного познания. Различным этапам развития индивидуальности соответствуют определенные, специфические типы образовательной практики и образовательного познания, отличающиеся друг от друга своим функционированием. Индивидуальность человека может быть развита лишь па определенном личностной базе. Нахождение своего пути возможно только посредством творческой ‘‘переработки” внешнего мира, включающей: а) осознание тождественности с ним; б) осознание отличия от него. Уровень личности задает границы и уровень индивидуальности* но индивидуальное!:. — то, ради чего личность возникает. Образование конкретного человека осуществляется в единстве подчеркнуть следующее: в своей образовательной практике и образовательного знания человек формируется одновременно и как субъект образовательной практики, и как субъект образовательного познания. Различным этапам развития индивидуальности соответствуют определенные, специфические типы образовательной практики и образовательного познания, отличающиеся друг от друга своим функционированием. Индивидуальность человека может быть развита лишь на определенной личностной базе. Нахождение своего пути возможно только посредством творческой “переработки’' внешнего мира, включающей: а) осознание тождественности с ним; б) осознание отличия от него. Уровень личности задает границы и уровень индивидуальности, но индивидуальность — то, ради чего личность возникает. Образование конкретного человека осуществляется в единстве процессов социализации и индивидуализации. Социализация и индивидуализация, отражающие разность способов и форм образовательной деятельности субъекта, представляют единый процесс очеловечивания человека. Рассмотрение образования как индивидуальной деятельности человека позволяет говорить о неисчерпаемости направлений развития человеческого потенциала, дает возможность раскрыть степень и характер его взаимосвязей с процессами обучения, воспитания и подготовки, осуществляемыми социальными институтами. Рассмотрение образования как индивидуальной деятельности личности дает возможность обосновать специфическую тенденцию современного общества — становление культурно-образовательной ситуации, системообразующим принципом которой становится смена |