подготовки, осуществляемыми социальными институтами. Втретьих, она дает возможность обосновать специфическую тенденцию современного общества становление культурно-образовательной ситуации, системообразующим принципом которой, становится смена ценностно-целевых ориентиров от полезности и практичности к достоинству и ответственности. Выбирая объектом анализа феномен коммуникативной деятельности в образовании и учитывая его многозначность и многоаспектность, мы уделяем особое внимание изучению познавательного отношения человека в к себе. Основополагающим для нас является системомыслительная методология как средство самоорганизации и способ самоопределения человека, а также как путь освоения, выработки собственных средств своей мыследеятельности и жизни. Во-первых, выдвигая на первый план внимание на образовании как деятельности социальных институтов, как особую коммуникативную деятельность многочисленных социальных групп отметим, что до сих пор остается в тени проблема образования как коммуникативная деятельность конкретного человека, образовательные усилия которого, в конечном счете определяют динамику и качество изменений в сфере образования как социального феномена. Отсюда особое значение приобретает изучение образования как коммуникативной деятельности человека, направленной на себя самого с целью осуществления своего индивидуального предназначения. Во-вторых, отсутствие четкой системы категорий, раскрывающих сущность коммуникативной деятельности индивидуума, часто не позволяет в полной мере объяснить и спроектировать преднамеренное самоизменение человека в процессе становления своей человеческой сути. |
создателю, творцу самого себя. Средствами, обеспечивающими субъекту образования возможность определения направления и реализации индивидуальною становления, должны служить образовательные способности. Ключевые достоинства антропологической модели образования как единства специфических форм практики и познания состоят в следующем. Во-первых, рассмотрение образования как индивидуальной деятельности человека позволяет говорить о неисчерпаемости направлений развития человеческого потенциала. Во-вторых, данная модель образования позволяет раскрыть степень и характер его взаимосвязей с процессами обучения, воспитания и подготовки, осуществляемыми социальными институтами. Втретьих, она дает возможность обосновать специфическую тенденцию современною общества — становление культу'рно-образователыюй ситуации, системообразующим принципом которой, становится смена ценностно-целевых ориентиров от полезности и практичности к достоинству и ответствен!юс ги. Выбирая объектом анализа феномен образования и учитывая его многозначность и миогоаопектность, мы уделяем особое внимание изучению познавательною отношения человека к себе. Основополагающим для нас является системомыслительная методология как средство самоорганизации и способ самоопределения человека, а также как путь освоения, выработки собственных средств своей мыследеятельности и жизни. Во-первых, выдвигая на первый план внимание на образовании как деятельности социальных институтов, как особой специфической деятельности многочисленных социальных групп отметим, что до сих пор остается в тени проблема образования как деятельности конкретного человека, образовательные усилия которого, н конечном счете определяют динамику и качество изменений в сфере образования как социального феномена. Отсюда особое значение приобретает изучение образования как деятельности человека, направленной на себя самого с целью осуществления своего индивидуального прелназначения. Во-вторых, отсутствие четкой системы категорий, раскрывающих сущность образовательной деятельности индивидуума, часто не позволяет в полной мерс объяснить и спроектировать преднамеренное самоизмснсние человека в процессе становления своей человеческой сути. В-третьих, исследование образования человека со стороны деятельностного и результативного подходов позволяет, на наш взгляд, обосновать существующие и существенные различия между образованием и образованностью, между образованностью и образованиюной. Это актуально уже по гой причине, что образование, как и всякая другая индивидуальная деятельность человека, осуществляется в ситуации выбора, который предполагает не только свободу, но и ответственность. В-чствертых, анализ внутреннего противоречивого движения образования индивидуума как системы посредством определения направлений диалектической взаимосвязи образовательной практики и образовательною знания позволяет уточнить степень влияния на нею таких внешних факторов, как педагогическое воздействие, содержание социального образования, культурно-историческая ситуация. В-пятых, описание потенциала человека (интеллектуального, коммуникативного и регулятивною), анализ специфики его образовательных способностей позволяют сделать вывод о несомненном преимуществе индивидуума как неисчерпаемом ресурсе для развития всех сфер общественной жизни. Антропологический подход к образованию обусловлен, с одной стороны, потребностью рассмотрение в теории образования индивидуума, позволяющий раскрыть содержание, формы и способы реализации образования как деятельности человека, обосновать неисчерпаемость человеческого ресурса и перспективность его развития для человечества в целом, а с другой — отсутствием специальных работ, посвященных целостному, системному, философско-гносеологическому анализу образования подчеркнуть следующее: в своей образовательной практике и образовательного знания человек формируется одновременно и как субъект образовательной практики, и как субъект образовательного познания. Различным этапам развития индивидуальности соответствуют определенные, специфические типы образовательной практики и образовательного познания, отличающиеся друг от друга своим функционированием. Индивидуальность человека может быть развита лишь на определенной личностной базе. Нахождение своего пути возможно только посредством творческой “переработки’' внешнего мира, включающей: а) осознание тождественности с ним; б) осознание отличия от него. Уровень личности задает границы и уровень индивидуальности, но индивидуальность — то, ради чего личность возникает. Образование конкретного человека осуществляется в единстве процессов социализации и индивидуализации. Социализация и индивидуализация, отражающие разность способов и форм образовательной деятельности субъекта, представляют единый процесс очеловечивания человека. Рассмотрение образования как индивидуальной деятельности человека позволяет говорить о неисчерпаемости направлений развития человеческого потенциала, дает возможность раскрыть степень и характер его взаимосвязей с процессами обучения, воспитания и подготовки, осуществляемыми социальными институтами. Рассмотрение образования как индивидуальной деятельности личности дает возможность обосновать специфическую тенденцию современного общества — становление культурно-образовательной ситуации, системообразующим принципом которой становится смена |