ворческий,ресурсныйи эразовательнойпрактики сущ ностко-индивидуальн! образовательное : преобразую щ ейфуню (персонализирую щ ийиперсонифицирую щ ийти практическогопр Заклю чаетсявсушностно-личностномисущ ностно-индивидуальном образовательномзнании,ф ормем отивациииорганизации образовательнойдеятельностииф ормаорганизациижизникак целиф ормированиясоциально-ролевойструктурысубъекта,асущностиоПроцесспреднамеренныхизмененийчеловекомсамогосебязависитот характераобщ ественнойсистемы(воспроизводящ ая,сохраняющ аяили развиваю щ ая),оттипапедагогическойдеятельности,вкоторуюпопадает субъектобразования(ориентациянамассовость,всеобщ ностьилина предпосылоккооразовательноидеятельности,специфичныхдлякаж Историко-философскийконтекстрассмотренияобразовательной практикипозволяетсделатьвывод,соднойстороны,омногообразииее проявленийвзависимостиотдоминирую щ егопринципа практики,определяю щ ейееспецификуиотличиеотдругихвидов практикикасаю тсясубъекта,объекта,средствосущ ествляемой образовательнойпрактики образовательнойпрактики Второй тип образовательной практики в формировании коммуникативной деятельности, связанный со становлением свободной индивидуальности личностно-индивидуальный тип образовательной практики реализует концептуальный подход человека к жизнетворчеству, |
Таблица 3 Образовательная деятелы/оcmь человека (практические и познавательные аспекты) — Аспекты Содержание и характеристика Субъект, объект, средетин Если субъектом образовательной деятельности выступает конкретный человек к единстве своих объективных и субъективных факторов, то объектом образовательной деятельности служит субъектность этого человека, свойство отмоешься к себе как к делателю, создателю, творцу самого себя. Средствами, обеспечивающими субъекту образования возможность определения и реализации индивидуальной образовательной траектории, служат образовательные способности Стадии индивидуализаиии В зависимости от стадии индивидуализации образовательная практика может быть различных типов и иметь особые установки: индивидоличностная образовательная практика обращается к ролевой функции личности, к ее приспособительной, адаптивной стороне; дичностыоиидивндуальная образовательная практика обращается к активнопреобразуюшей функции личности, к се креативности. Творческий, ресурсный и коммуникативный потенциалы образовательной практики Их системно-функциональное единство проявляется в способностях субъекта образовательной практики изменять себя и вместе с собой окружающий мир, измерять и оценивать последствия этих изменений, излагать, сообщать происшедшее другим людям и себе (персонализирующий и персонифицирующий типы обобщения). Функциональная специфика образовательного знания Заключается и функциональной специфике образовательного знания кик знания ради личное! и; его индивидуальная принадлежность, пристрастность. целостность, принципиальная новизна, неопределенность практического применения, выражение ответственности человека за свое становление и развитие Сущностно-личностное н сущностноиндивидуальное образонательное знание; форма могиканин и организации образовательной деятельности; форма организации жизни как деятельности. Заключается в сущностно-личностном и сущностно-индивидуальном образовательном знании, форме мотивации и организации образовательной деятельности и форма организации жизни как деятельности. Сущностно-личностное образовательное знание служит цели формирования социально-ролевой структуры субъекта, а сущностно-индивидуальное образовательное знание является когнитивным основанием таких факторов суоъектности, как внутренняя мотивация и позитивная Я-концениия. Культурно-историческое » структурнофункциональное единство образовательной практики и образовательного знания. Процесс преднамеренных изменений человеком самого себя зависит от характера общественной системы (воспроизводящая, сохраняющая или развивающая), от типа педагогической деятельности, в которую попадает субъект образования (ориентация на массовость, всеобщность или на индивидуализацию обучения и воспитания); от наличия субъективных предпосылок к образовательной деятельности, специфичных для каждого отдельного индивидуума. Ис горико-фНЛОсофс кий контекст рассмотрения образовательном практики Историко-философский контекст рассмотрения образовательной практики позволяет сделать вывод, с одной стороны, о многообразии ее проявлений в зависимости от доминирующего принципа человековедения, а с другой — о сущностной константе образовательной практики, определяющей ее специфику и отличие от других видов человеческой практики. Отличительные особенности образовательной практики касаются субъекта, объекта, средств осуществляемой практической деятельности. 61 Второй тип образовательной практики, связанный со становлением свободной индивидуальности — личностно-индивидуальный тип образовательной практики реализует концептуальный подход человека к жизнетворчеству, позволяя ему осмысленно и последовательно создавать собственную систему ценностей, изменяющую ею самого и все вокруг. Уникальность образовательной практики обусловлена неповторимостью ее объекта, которым является сам субъект. В качестве характерных черт этого объекта (субъектности, инварианта бытия, внутренней сущности) можно назвать следующие особенности: “размытость”, “неявность”, таинственность, неисчерпаемость свойств, качеств, проявлений, многообразие сочетаний биологических, психологических, социальных компонентов структуры, скрытосгь под толщей психологических защит. Субъектность как свойство человека относиться к себе как к деятелю является тем объектом, преобразуя который человек образуется. На этапе индивидо-личностного становления субъектность интересна субъекту со стороны своих внешних, действенных ’’проявлений”, то есть и феноменальном измерении. Система создаваемых, творимых индивидуумом ролей служит необходимым условием и результатом становящейся субъектности. Объектом же личностно-индивидуального типа практики становится существенная определенность субъектности, то есть отношение к себе как делателю самого себя. Только на определенном фоне социального и культурного развития самоутверждение и самовыявление личности осознается как самостоятельная проблема. Творчество жизни приобретает концептуальный характер, субъект выступает не только актером, но и режиссером, сценаристом и одновременно зрителем, самым строгим и придирчивым, какого только можно себе представить. Специфика образовательной практики связана также с тем, что средства субъекта образования — это его человеческая ресурсность. Усилия субъекта образования, обладающего интеллектуальным, эмоционально-волевым, речевым, коммуникативным потенциалом направляются на формирование, развитие, коррекцию именно этого потенциала, то есть внутреннего мира, индивидуальной внутренней реальности. |