Проверяемый текст
Рябушкин, Борис Сергеевич; Современные образовательные технологии и организационно-экономические условия их реализации в высшей педагогической школе (Диссертация 2000)
[стр. 65]

позволяя ему осмысленно и последовательно создавать собственную систему цениостей, изменяющую его самого и все вокруг.
Уникальность образовательной практики обусловлена неповторимостью ее объекта, которым является сам субъект.
В качестве характерных черт этого объекта (субъектности, инварианта бытия, внутренней сущности) можно назвать следующие особенности:
"размытость", "неявность”, таинственность, неисчерпаемость свойств, качеств, проявлений, многообразие сочетаний биологических, психологических, социальных компонентов структуры, скрытость под толщей психологических защит.
Субъектность как свойство человека относиться к себе как к деятелю является тем объектом, преобразуя который человек образуется.
На этапе индивидо-личностного становления Субъектность интересна субъекту со стороны своих внешних, действенных
"проявлений", то есть в феноменальном измерении.
Система создаваемых, творимых индивидуумом ролей служит необходимым условием и результатом становящейся субъектности.
Объектом же личностно-индивидуального типа практики становится существенная определенность субъектности, то есть отношение к себе как делателю самого себя.
Только на определенном фоне социального и культурного развития самоутверждение и самовыявление личности осознается как самостоятельная проблема.
Творчество жизни приобретает концептуальный характер, субъект выступает не только актером, но и режиссером, сценаристом и одновременно зрителем, самым строгим и придирчивым, какого только можно себе представить.
Специфика образовательной практики связана также с тем, что средства субъекта образования это его человеческая ресурсность.
Усилия субъекта образования, обладающего интеллектуальным,
эмоциоиально-волевым, речевым, коммуникативным потенциалом направляются на формирование, развитие, коррекцию именно этого потенциала, то есть внутреннего мира, индивидуальной внутренней реальности.
Различным типам образовательной практики соответствуют и различные способы воздействия на субъектность
человека.
Так, средства индивидо-личностного типа образовательной практики определены двумя
[стр. 62]

Второй тип образовательной практики, связанный со становлением свободной индивидуальности — личностно-индивидуальный тип образовательной практики реализует концептуальный подход человека к жизнетворчеству, позволяя ему осмысленно и последовательно создавать собственную систему ценностей, изменяющую ею самого и все вокруг.
Уникальность образовательной практики обусловлена неповторимостью ее объекта, которым является сам субъект.
В качестве характерных черт этого объекта (субъектности, инварианта бытия, внутренней сущности) можно назвать следующие особенности:
“размытость”, “неявность”, таинственность, неисчерпаемость свойств, качеств, проявлений, многообразие сочетаний биологических, психологических, социальных компонентов структуры, скрытосгь под толщей психологических защит.
Субъектность как свойство человека относиться к себе как к деятелю является тем объектом, преобразуя который человек образуется.
На этапе индивидо-личностного становления субъектность интересна субъекту со стороны своих внешних, действенных
’’проявлений”, то есть и феноменальном измерении.
Система создаваемых, творимых индивидуумом ролей служит необходимым условием и результатом становящейся субъектности.
Объектом же личностно-индивидуального типа практики становится существенная определенность субъектности, то есть отношение к себе как делателю самого себя.
Только на определенном фоне социального и культурного развития самоутверждение и самовыявление личности осознается как самостоятельная проблема.
Творчество жизни приобретает концептуальный характер, субъект выступает не только актером, но и режиссером, сценаристом и одновременно зрителем, самым строгим и придирчивым, какого только можно себе представить.
Специфика образовательной практики связана также с тем, что средства субъекта образования — это его человеческая ресурсность.
Усилия субъекта образования, обладающего интеллектуальным,
эмоционально-волевым, речевым, коммуникативным потенциалом направляются на формирование, развитие, коррекцию именно этого потенциала, то есть внутреннего мира, индивидуальной внутренней реальности.


[стр.,63]

Различным типам образовательной практики соответствуют и различные способы воздействия на суб ьектность человека.
Так, средства индивидо-личностного типа образовательной практики определены двумя
способами научения, а именно: научение приемам -действиям (подражание, повторение) и научение распознаванию знаков (наблюдение).
В случае личностно-индивидуальной образовательной практики следует говорить о типе латентного научения, где решающим действием считается акт интерпретации.
Отличительной особенностью образовательного сознания, обладающею интерпретативной способностью, является его готовность к встрече с неожиданным и неопределенным, готовность иметь дело с этим отчасти новым способом, что свидетельствует о необходимой избыточности образовательных средств субъекта.
Характер объекта, субъекта и средств образовательной практики обусловливает особенности се функционирования, раскрывающие значимость и смысл существования данного вида практики в системе человеческой жизни.
Свободная индивидуальность предполагает высокую степень самопознания (когда личность осознает себя как особое существо с собственной историей); способность к автономному выбору между равно привлекательными альтернативами; готовность к личному “вызову” социальным нормам; индивидуально-своеобразные пути мышления и действия.
Малоизученной до сих пор остается проблема потребностей, соответствующих отношению человека к самому себе, которые удовлетворяются в образовательной деятельности индивидуума.
И если определение, характеристика, анализ динамики “образующих человека” потребностей — задача психологической науки, то наш интерес обусловлен гем, что “побуждающая внутренняя сила” субъекта, направленная им па самого себя, объективируется в его реальных образовательных способностях, формирующихся в рамках образовательной практики.
При этом способности рассматриваются как единство

[Back]