способами научения, а именно: научение приемам действиям (подражание, повторение) и научение распознаванию знаков (наблюдение). В случае личностно-индивидуальной образовательной практики следует говорить о типе латентного научения, где решающим действием считается акт интерпретации. Отличительной особенностью образовательного сознания, обладающего интерпретативной способностью, является его готовность к встрече с неожиданным и неопределенным, готовность иметь дело с этим отчасти новым способом, что свидетельствует о необходимой избыточности образовательных средств субъекта. Характер объекта, субъекта и средств образовательной практики обусловливает особенности ее функционирования, раскрывающие значимость и смысл существования данного вида практики в системе человеческой жизни. Свободная индивидуальность предполагает высокую степень самопознания (когда личность осознает себя как особое существо с собственной историей); способность к автономному выбору между равно привлекательными альтернативами; готовность к личному "вызову" социальным нормам; индивидуально-своеобразные пути мышления и действия. Малоизученной до сих пор остается проблема потребностей, соответствующих отношению человека к самому себе, которые удовлетворяются в образовательной деятельности индивидуума. И если определение, характеристика, анализ динамики "образующих человека" потребностей задача психологической науки, то наш интерес обусловлен тем, что "побуждающая внутренняя сила" субъекта, направленная им на самого себя, объективируется в его реальных образовательных способностях, формирующихся в рамках образовательной практики. При этом способности рассматриваются как единство потенциального и актуального в человеке. Целенаправленно преобразуя субъективность, индивидуум выступает не только как носитель способностей, но и как лицо, ответственное за их |
Различным типам образовательной практики соответствуют и различные способы воздействия на суб ьектность человека. Так, средства индивидо-личностного типа образовательной практики определены двумя способами научения, а именно: научение приемам -действиям (подражание, повторение) и научение распознаванию знаков (наблюдение). В случае личностно-индивидуальной образовательной практики следует говорить о типе латентного научения, где решающим действием считается акт интерпретации. Отличительной особенностью образовательного сознания, обладающею интерпретативной способностью, является его готовность к встрече с неожиданным и неопределенным, готовность иметь дело с этим отчасти новым способом, что свидетельствует о необходимой избыточности образовательных средств субъекта. Характер объекта, субъекта и средств образовательной практики обусловливает особенности се функционирования, раскрывающие значимость и смысл существования данного вида практики в системе человеческой жизни. Свободная индивидуальность предполагает высокую степень самопознания (когда личность осознает себя как особое существо с собственной историей); способность к автономному выбору между равно привлекательными альтернативами; готовность к личному “вызову” социальным нормам; индивидуально-своеобразные пути мышления и действия. Малоизученной до сих пор остается проблема потребностей, соответствующих отношению человека к самому себе, которые удовлетворяются в образовательной деятельности индивидуума. И если определение, характеристика, анализ динамики “образующих человека” потребностей — задача психологической науки, то наш интерес обусловлен гем, что “побуждающая внутренняя сила” субъекта, направленная им па самого себя, объективируется в его реальных образовательных способностях, формирующихся в рамках образовательной практики. При этом способности рассматриваются как единство I I I потенциального и актуального в человеке. Целенаправленно преобразуя субьекшость, индивидуум выступает не только как носитель способностей, но и как лицо, ответственное за их формирование и применение. Образовательные способности являются ресурсным обеспечением жизнетворческого отношения человека. Первой из них следует считать его способность противостоять окружающему миру, разделяя предметную окружающую среду и переживание самого себя как Я. Проявляя себя субъектом свободного целелолагания (целеопрсдсления и целереализации), человек выходит за пределы наличных условий собственного существования и жесткой зависимости от них. Образовательная способность противостояния связана с усилением власти над собой, с процессом индивидуализации. Ф ормирование се в индивидо-личностной образовательной практике может быть представлено схемой взаимодействия субъекта с внешней, социально-ролевой стороной еубъектности. Процесс осознания себя предстает как труд, во-первых, вживания в значимые образы других; во-вторых, обживания принятых социальных ролей. Обнаружение ^сопротивляемого себя” и себе отражает противоречие между сущностью индивидуального начала и способом его сущ ествования, то есть между необходимостью исходить в своих поступках из еубъектности и фактической зависимостыо человека от некритически усвоенных и рсфлективно не освоенных ценностных требований. Противоречие разрешается в образовательных действиях, операциях. В личное ш о-индивидуальной образовательной практике способное гь человека к противостоянию выражается в его умении противостоять самому себе, в навыке отношения к себе как постоянно изменяющейся сущности, в эффективности определения своих объектных и субъектных свойств. 64 |