потребностями индивидуального существования субъекта, связана с такими конкретными образовательными действиями, как измерение, сравнение себя с другими и самим собой. Приоритет социальных ценностей, обусловленный процессом включения индивидуум в первичные группы и социальные ситуации, вытекает из социальных потребностей. В этой социальной среде индивидуум обретает свою первичную позитивную значимость. Самоценность субъекта, формирующаяся в индивидуально-личностной образовательной практике, выступает как значимость для него самого исполняемой им социальной роли. Наполнение собственным содержанием принятой роли закрепляется и выражается в ценности самоуважения. Способность субъекта к самооценке, представленная атрибутами неповторимости, собственности, свободы и творчества, которая формируется первоначально индивидуально-личностным типом образовательной практики, находит свое воплощение в нахождении собственного содержания предлагаемых обществом социальных ролей; в использовании, применении при их освоении власти и силы над собой; в выборе из совокупности освоенных социальных ролей наиболее значимой; в реализации субъектом как действующим исполнителем конкретной роли своего творческого потенциала. В свою очередь способность самооценки в личностно-индивидуальном типе образовательной практики формируется и проявляется в таких действиях, как отказ от отождествления себя с какой-то из усвоенных социальных ролей (или их совокупностью); контроль и управление над усвоенными, присвоенными "персонами", свобода трансляции своей субъектности в любой из присвоенных социальных ролей творчество собственной жизни, признание ее индивидуальности и неповторимости. Третья образовательная способность человека (отличать сущность от наличного бытия) также обладает специфическими чертами, присущими |
Вторая образовательная способность человека связана с тем, что он может отдана ib предпочтение одной ценности перед другой, стоящей иногда значительно выше на “объективной” ценностной шкале. Способность ценностного отношения к себе, обусловленная потребностями индивидуального существования субъекта, связана с такими конкретными образовательными действиями, как измерение, сравнение себя с другими и самим собой. Приоритет социальных ценностей, обусловленный процессом включения индивидуум в первичные группы и социальные ситуации, вытекает из социальных потребностей. В этой социальной среде индивидуум обретаетсвою первичную позитивную значимость. Самоценность субъекта, формирующаяся в индивидо-личностной образовательной практике, выступает как значимость для него самого исполняемой им социальной роли. Наполнение собственным содержанием принятой роли закрепляется и выражается в ценности самоуважения. Способность субъекта к самооценке, представленная атрибутами неповторимости, собственности, свободы и творчества, которая формируется первоначально индивидо-личностным типом образовательной практики, находит свое воплощение в нахождении собственного содержания предлагаемых обществом социальных ролей; в использовании, применении при их освоении власти и силы над собой; в выборе из совокупности освоенных социальных ролей наиболее значимой; в реализации субъектом как действующим исполнителем конкретной роли своею творческого потенциала. В свою очередь способность самооценки в личностно-индивидуальном типе образовательной практики формируется и проявляется в таких действиях, как отказ от отождествления себя с какой-то из усвоенных социальных ролей (или их совокупностью); контроль и управление над усвоенными, присвоенными “персонами”, свобода трансляции своей 65 1 I ! субъектности в любой из присвоенных социальных ролей — творчество собственной жизни, признание ее индивидуальности и неповторимости. Третья образовательная способность человека (отличать сущность от наличного бытия) также обладает специфическими чертами, присущими каждому из двух типов образовательной практики. В индивидоличностной образовательной практике индивид, формируясь как личность, структурирует, упорядочивает окружающий мир, а точнее свое отношение к нему, посредством определения идеалов и распознавания сущностных характеристик другого человека в его бытийном проявлении. Однако личностная, объектная оформленность и индивидуальная “бесконечность”, универсальность рано или поздно вступают в конфликт. С того момента, как личность выбирает для себя определение собственной сущности, можно говорить о переходе к новому типу' образовательной практики — личностно-индивидуальному. Вытеснение “своего-иного” за пределы самобытия проходит ряд этапов: формирование образовательного образа; экстраполяция его на более широкую предметную внешнюю область и превращение в цель практического преобразования; стремление к реализации этой цели. Сформировать и реализовать свою субъектность в бесконечном изменении, измерении и сравнении себя с самим собой значит найти свою сущность, позволить себе быть, а не казаться. Итак, специфический тип способностей субъекта, названных нами образовательными, позволяет сказать, что именно благодаря им реализую гея собственно человеческие функции противостояния миру и переживания самого себя как >1: создание собственной шкалы ценностей и структурирование ее с учетом своего сущностного видения. Таким образом, образовательные способности ресурсно обеспечивают жизнетворческое отношение человека; они имеют различную степень выраженности, которая зависит от типа 66 г I |