Проверяемый текст
Рябушкин, Борис Сергеевич; Современные образовательные технологии и организационно-экономические условия их реализации в высшей педагогической школе (Диссертация 2000)
[стр. 74]

познавательно-теоретический и деятельностно-практический служат основанием для формирования как структуры мировоззрения, так и структуры образовательного знания.
Если в состав мировоззрения входят такие элементы, как идеалы, принципы и убеждения, образующие целостную систему
(535,с.85-95), то в качестве элементов системы образовательного знания, на наш взгляд, выступают впечатление, мысль как реализованное впечатление и смысл жизни субъекта образования.
Выделение именно этих компонентов структуры образовательного знания отражает индивидуальный, неповторимый характер образовательной деятельности индивидуума, его
пристрастность к собственной судьбе, уникальность мироотношения.
Болсс того, впечатление, мысль как реализованное впечатление и смысл жизни субъекта образования представляют собой специфические идеально отражательные формы образовательного знания.
При рассмотрении процесса изменения представлений об образовательном знании в историко-философском контексте определяются критерии видового отличия образовательного знания.

К отличительным признакам образовательного знания можно отнести то, что субъектом образовательного знания всегда является конкретный человек, тогда как мировоззрение может быть явлением не только индивидуального, но и общественного сознания;
основа образовательного знания отношение участия себя в себе; ориентирующая функция образовательного знания направлена на преобразование внутреннего мира человека.
Рассмотрим на таблице 4.
[стр. 68]

При рассмотрении процесса изменения представлений об образовательном знании в историко-философском контексте определяются критерии видового отличия образовательного знания.
Существенные различия принципов человековедения в разные исторические периоды, отражающие в некоторой степени доминанты в формировании собственно человеческих функций: противостоять окружающему миру, выстраивать иерархию ценностей, проникать в сущность бытия, —обусловливали и различные представления об образовательном знании.
Определение знания как бытийного отношения, как отношения участия одного в другом, когда познаваемое становится частью целого — познающего, позволяет сделать вывод о существовании различных видов знания но объекту познания.
Способность человека отнестись к чему-либо, отделить, выделить, определить объект интереса, активного действия служит основанием для утверждения о том, что знание — это благо (Аристотель), благо потому, ч ю способствует оформлению человеческой функции очеловечивания.
В этом случае объектом познания является сам познающий субъект, а образовательное познание определяется как установление смысловой взаимосвязи между существованием человека и его индивидуальным предназначением.
С) каком бы способе существования образовательного знания ни шла речь, важно учитывать, что практическим основанием этого знания служит жизнь конкретного человека в переплетении предметной объективности мира с потребностями, мотивами, чувствами и мыслями субъекта.
Следовательно, в качестве первою критерия образовательного знания выступает его принадлежность конкретному индивидууму, что отражает специфику этого .знания и по субъекту и но объек ту познания.
Пристрастность образовательного знания объясняется желанием каждого человека попасть в свою Судьбу”, обрести свой индивидуальный, неповторимый образ, одной из характеристик которого является целостность.
Обнаружить и “обнародовать” собственно человеческое в себе, которое без этого существует лишь потенциально,— задача всей 68

[стр.,69]

отпущенной человеку жизни, цель специфической образовательной деятельности индивидуума, сузь самоопределения.
Образовательное знание, определяющее мироотношение конкретного человека, включая и отношение к себе, имеет признаком своей организации единство таких типов человеческого знания, как донаучное, научное и ^ненаучное.
Особенность образовательного знания при таком подходе заключается в том, что все названные типы не просто присутствуют в нем, но взаимодействуют и дополняют друг друга.
Наполненность и взаимосвязь перечисленных типов во многом определяют единую и нераздельную индивидуальность человека, его жизненный мир.
Раскрытие критерия целостности образовательного знания предполагает сравнительный анализ последнего с мировоззрением.
Сопоставление понятий мировоззрения и образовательного знания обнаруживает как определенное сходство, так и существенные различия между ними.
Сходство их проявляется в следующем: системообразующим началом служит реальность “человек мир”, смысловая нагруженность этого отношения обязательно предполагает активного субъекта: формирование мироотношения происходит в социальном контексте; и мировоззрению и образовательному знанию присуща ориентирующая функция.
К отличительным признакам образовательного знания можно отнести то, что субъектом образовательного знания всегда является конкретный человек, тогда как мировоззрение может быть явлением не только индивидуального, но и общественного сознания;
образовательное знание непосредственно связано с глубинными потребностями субъекта — построить свой “жизненный мир'^Э.Гуссерль); основа образовательного знания — это отношение участия себя в себе; ориентирующая функция образовательного знания направлена на преобразование внутреннего мира человека.
Неповторимость, разная степень сформированное ги и осознаваемости индивидуального мира человека определяет следующий критерий

[стр.,71]

Сравнительный анализ образовательного знания и мировоззрения позволяет раскрыть специфику структуры образовательного знания.
Различные способы освоения действительности: духовно-практический, познавательно-теоретический и деятельностно-практический — служат основанием для формирования как структуры мировоззрения, так и структуры образовательного знания.
Если в состав мировоззрения входят такие элементы, как идеалы, принципы и убеждения, образующие целостную систему
(211, с.85-95), то в качестве элементов системы образовательного знания, на наш взгляд, выступают впечатление, мысль как реализованное впечатление и смысл жизни субъекта образования.
Выделение именно этих компонентов структуры образовательного знания отражает индивидуальный, неповторимый характер образовательной деятельности индивидуума, его
присграстиость к собственной судьбе, уникальность мироотношения.
Более того, впечатление, мысль как реализованное впечатление и смысл жизни субъекта образования представляют собой специфические идеально отражательные формы образовательного знания.
При рассмотрении процесса изменения представлений об образовательном знании в историко-философском контексте определяются критерии видового отличия образовательного знания.
К отличительным признакам образовательного знания можно отнести то, что субъектом образовательного знания всегда является конкретный человек, тогда как мировоззрение может быть явлением не только индивидуального, но и общественного сознания; основа образовательного знания — отношение участия себя в себе; ориентирующая функция образовательного знания направлена на преобразование внутреннего мира человека.
Рассмотрим на таблице 4.

[Back]