реализации присущего каждому человеку индивидуального образа предшествует некоторое предвосхищение, предожидание. Относя к факторам субъектности позитивную Я-концепцию и открытость, гибкость Я-системы, мы тем самым определяем когнитивную значимость образовательного знания для становления субъектности. Индивидо-личностное познание, отраженное к определенному моменту развития человека в накопленном им субъектном опыте, является первым и необходимым условием формирования представлений и понятий человека о себе. Этот субъектный опыт включает в себя ценностный опыт, который связан с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов и убеждений, того, что ориентирует усилия связывает все компоненты опыта между собой; опыт привычной активизации, который ориентирует человека в собственных возможностях; операционный опыт, объединяющий конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей. Субъектный опыт предстает как единство предметного, оценочного и операционного аспектов, объективируясь в образовательном образе, который является описательной составляющей Я-концепции. Это результат самопознания. Можно назвать четыре формы бытия, взаимодействуя с которыми человек узнает себя: природа, общество, культура, другой человек. Начальное представление о себе, включающее соматическое Я, социальное Я, духовное Я, психическое Я, удваивается уже при обнаружении в каждом из названных компонентов реального и идеального Я, и так до бесконечности. Освоение пространства Я происходит постепенно и требует от субъекта образования соответствующих познавательных ресурсов и жизненного опыта. К определенному моменту образовательный образ Я насыщается некоторым набором когнитивных схем, в результате чего |
внешних и внутренних факторов, он стремится обрести желанный лля него обрат Платой определял образ как внешнее раскрытие сущности. Процессуальной стороне образования — поиску, нахождению, выбору и реализации присущего каждому человеку индивидуального образа — предшествует некоторое предвосхищение, предожидание. Относя к факторам субъектности позитивную Я-концепцию и открытость, гибкость Я-системы, мы тем самым определяем когнитивную значимость образовательного знания для становления субъектности. Индивидо-личностное познание, отраженное к определенному моменту развития человека в накопленном им субъектном опыте, является первым и необходимым условием формирования представлений и понятий человека о себе. Этот субъектный опыт включает в себя ценностный опыт, который связан с формированием интересов, нравственных норм и предпочтений, идеалов и убеждений, того, что ориентирует усилия человека; опыт рефлексии о себе и предмете воздействий, который связывает все компоненты опыта между собой; опыт привычной активизации, который ориентирует человека в собственных возможностях; операционный опыт, объединяющий конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей. Субъектный опыт предстает как единство предметного, оценочного и операционного аспектов, объективируясь в образовательном образе, который является описательной составляющей Я-концепции. Эго результат самопознания. Можно назвать четыре формы бытия, взаимодействуя с которыми человек узнает себя: природа, общество, культура, другой человек. Начальное представление о себе, включающее соматическое Я, социальное Я, духовное Я, психическое Я, удваивается уже при обнаружении в каждом из названных компонентов реального и идеального Я, и так до бесконечности. Освоение пространства Я происходит постепенно и требует от субъекта образования соответствующих познавательных ресурсов и жизненного опыта. К определенному моменту образовательный образ Я насыщается некоторым набором когнитивных схем, в результате чего формируется Я-концепция разной степени сложности. Открытие в себе разных составляющих своего Я требует упорядочивания когнитивных схем, выстраивания их в некоторый иерархический ряд, создания Я-структуры. Получается, что образовательное знание — ото знание-информация человека о себе, знание-способобразования человеком себя, знание-смысл, отвечающий человеку на вопрос о том, зачем ему быть человеком. Разнообразные и сложные представления индивидуума о себе — это результат его активного взаимодействия с миром и собой. Сложность Яконцепции обеспечивает большую гибкость поведения, позитивное, конструктивное отношение к неопределенным и неожидаемым ситуациям, а следовательно, расширение своих представлений о самом себе. Однако субъектность, то есть отношение человека к себе как к делателю самого себя, предполагает не просто констатацию сложности Я-концсмнии, а понимание и переживание субъектом образования этой сложности и принципиальной незавершенности. Проектирование своей деятельности по достижению субъектности, являющееся необходимой предпосылкой образовательной деятельности, обусловлено в свою очередь рядом причин: во-первых, необходимостью ориентироваться в стремительно меняющемся мире; во-вторых, возрастающей степенью ответственности человека за собственную жизнь на всех этапах его становления; в-третьих, желанием достичь при временном ограничении намеченною результата. Эффективность проектирования образовательного пути определяется степенью осознания субъектом образования компонентов этой деятельности и их содержания, а также готовностью к 75 |