Проверяемый текст
Рябушкин, Борис Сергеевич; Современные образовательные технологии и организационно-экономические условия их реализации в высшей педагогической школе (Диссертация 2000)
[стр. 79]

ванностью, согласованностью образовательного знания.
Если впечатление, мысль и смысл жизни как компоненты образовательного знания определяют содержание мотивационносмысловой сферы субъекта образования, то образовательное знание как целое задает форму этой
сферы, в нашем случае внутренний характер мотивации.
Внутренняя мотивация предполагает, во-первых, наличие внутреннего центра контроля и, во-вторых, внутреннего центра причинности поведения.
Сущностно-личностное образовательное знание, являясь результатом индивидо-личностных образовательной практики и образовательного познания, служит достижению цели формирования социально-ролевой структуры субъекта.
Структура этого типа
образовательного знания отражает субординацию простых и часто еще не оформленных ценностей, которые транслируются прежде всего тем социальным окружением, в которое человек попал.
Внутреннее перемещение индивидуума
ограничено этими созданными уже кем-то ценностями.
Сущностно-личностное образовательное знание как знание своей ситуации и
ее пределов позволяет субъекту образования определить перечень своих социальных желаний и решить, что и как с ними делать.
Сущностно-личностное образовательное знание служит когнитивным основанием деятельности субъекта, изменяющей его положение в мире.
Функционально оно обеспечивает способность субъекта индивидоличностного образования реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта; его единство и устойчивость по отношению к
вечно меняющемуся внешнему миру, детерминированные социальной структурой личности.
Сущностно-иидивидуальное образовательное знание, отражающее преобладание в иерархии ценностей субъекта образования ценностей
[стр. 61]

Таблица 3 Образовательная деятелы/оcmь человека (практические и познавательные аспекты) — Аспекты Содержание и характеристика Субъект, объект, средетин Если субъектом образовательной деятельности выступает конкретный человек к единстве своих объективных и субъективных факторов, то объектом образовательной деятельности служит субъектность этого человека, свойство отмоешься к себе как к делателю, создателю, творцу самого себя.
Средствами, обеспечивающими субъекту образования возможность определения и реализации индивидуальной образовательной траектории, служат образовательные способности Стадии индивидуализаиии В зависимости от стадии индивидуализации образовательная практика может быть различных типов и иметь особые установки: индивидоличностная образовательная практика обращается к ролевой функции личности, к ее приспособительной, адаптивной стороне; дичностыоиидивндуальная образовательная практика обращается к активнопреобразуюшей функции личности, к се креативности.
Творческий, ресурсный и коммуникативный потенциалы образовательной практики Их системно-функциональное единство проявляется в способностях субъекта образовательной практики изменять себя и вместе с собой окружающий мир, измерять и оценивать последствия этих изменений, излагать, сообщать происшедшее другим людям и себе (персонализирующий и персонифицирующий типы обобщения).
Функциональная специфика образовательного знания Заключается и функциональной специфике образовательного знания кик знания ради личное! и; его индивидуальная принадлежность, пристрастность.
целостность, принципиальная новизна, неопределенность практического применения, выражение ответственности человека за свое становление и развитие Сущностно-личностное н сущностноиндивидуальное образонательное знание; форма могиканин и организации образовательной деятельности; форма организации жизни как деятельности.
Заключается в сущностно-личностном и сущностно-индивидуальном образовательном знании, форме мотивации и организации образовательной деятельности и форма организации жизни как деятельности.
Сущностно-личностное образовательное знание служит цели формирования социально-ролевой структуры субъекта, а сущностно-индивидуальное образовательное знание является когнитивным основанием таких факторов суоъектности, как внутренняя мотивация и позитивная Я-концениия.
Культурно-историческое » структурнофункциональное единство образовательной практики и образовательного знания.
Процесс преднамеренных изменений человеком самого себя зависит от характера общественной системы (воспроизводящая, сохраняющая или развивающая), от типа педагогической деятельности, в которую попадает субъект образования (ориентация на массовость, всеобщность или на индивидуализацию обучения и воспитания); от наличия субъективных предпосылок к образовательной деятельности, специфичных для каждого отдельного индивидуума.
Ис горико-фНЛОсофс кий контекст рассмотрения образовательном практики Историко-философский контекст рассмотрения образовательной практики позволяет сделать вывод, с одной стороны, о многообразии ее проявлений в зависимости от доминирующего принципа человековедения, а с другой — о сущностной константе образовательной практики, определяющей ее специфику и отличие от других видов человеческой практики.
Отличительные особенности образовательной практики касаются субъекта, объекта, средств осуществляемой практической деятельности.
61

[стр.,76]

перепроектированию своей образовательной деятельности, то есть открытостью Я-коицеппии.
Открытость Я-копцепции новому опыту, се гибкость и способность к развитию в качестве фактора субъсктности обусловлена интегрированностью, согласованностью образовательного знания.
Если впечатление, мысль и смысл жизни как компоненты образовательного знания определяют содержание мотивационно-смысловой сферы субъекта образования, то образовательное знание как целое задает форму э
гой сферы, в нашем случае внутренний характер мотивации.
Внутренняя мотивация предполагает, во-первых, наличие внутреннего центра контроля и, во-вторых, внутреннего центра причинности поведения.
Сущностно-личностное образовательное знание, являясь результатом индивидо-личностных образовательной практики и образовательного познания, служит достижению цели формирования социально-ролевой структуры субъекта.
Структура этого типа
образовательною знания отражает субординацию простых и часто еще не оформленных ценностей, которые транслируются прежде всего тем социальным окружением, в которое человек попал.
Внутреннее перемещение индивидуума
0 1 раничено ггими созданными уже кем-то ценностями.
Сущностно-личностное образовательное знание как знание своей ситуации и
ес пределов позволяет субъекту образования определить перечень своих социальных желаний и решить, что и как с ними делать.
Сущностно-личностное образовательное знание служит когнитивным основанием деятельности субъекта, изменяющей его положение в мире.
Функционально оно обеспечивает способность субъекта индивидоличностного образования реагировать на ситуацию и внешние объекты на основе прошлого опыта; его единство и устойчивость по отношению к


[стр.,77]

вечно меняющемуся внешнему миру, детерминированные социальной структурой личности.
Сущностно-индивидуальное образевательное знание, отражающее преобладание в иерархии ценностей субъекта образования ценностей субъектности, как когнитивное основание фактора внутренней мотивации обусловливает ответственность индивидуума за выбор им отношения к себе.
Будучи когнитивным основанием такого фактора субъектности, как Я-конпепция, сущностно-индивидуальное образовательное знание обусловливает открытость, позитивноеп> и гибкость Яконцепции в отношении изменений, неопределенности и неожиданности самого обладателя се.
Ведущими и инвариантными факторами любой образовательной ситуации являются факторы человека, содержания образования и педагогического воздействия.
Каждый из этих факторов имеет свое специфическое наполнение в зависимости от особенностей культуры и степени развития общества.
Понятие человека в образовании не связано с однозначно определенным функционально-ролевым и возрастным статусом.
Гипотетически оно может подразумевал, и обучающего и обучающегося, хотя в конкретных исторических ситуациях эти роли могут быть строго оформлены, фиксированы, распределены и персонифицированы.
Независимо оттого, идет ли речь об учи'.еле или ученике, можно говорить о некоторых аксиомах понимания человека в образовательном процессе.
В качестве такой аксиомы выступает признание неопределенности и изменчивости, присущих человеку.
Содержание образования .о обязательный для усвоения материал и способ его усвоения, заданный конкретно-исторической ситуацией.
В этом смысле речь идет об учебном содержании, которое не тождественно содержанию педагогической деятельности.
Передаваемым содержанием образования могут выступать нормы и ритуалы, ремесло и

[Back]