ролевой структурой личности, можно отнести следующие: способность стать собой ("Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете внутреннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю, и... когда вы сделаете... образ вместо образа, тогда вы войдете <в царствие> Евангелие от Фомы); способность сравнить себя с самим собой; способность рассказать, изложить свое открытие мира. Образовательная деятельность индивидуума, направленная на субъектные, сущностные его качества, трансформирует способности не только субъекта образовательной практики, но и субъекта образовательного познания. Функциональное единство субъекта сущностноиндивидуального познания представлено в его способностях овладеть сущностью своей индивидуальности; создать уникальную иерархию ценностей; противостоять своим отдельным образам "Я" определенностью Я-концепции. В этом случае сущностно-индивидуальное образовательное знание можно определить как единство когнитивной сложности представлений о себе, позитивного самоотношения и открытости, гибкости Я-системы. Эффективность движения по индивидуальной образовательной линии, включающего различные по своим целям процессы социализации и индивидуализации, зависит от осознания конкретным человеком и обществом в целом значимости каждого из этих процессов друг для друга. Так, роль социализации в индивидуализации состоит в следующем: расширение круга идентификации увеличивает степень свободы индивидуума относительно социальной предопределенности; увеличивает возможность вариативного поведения, перемещает акцент с реализации социальных ролей на их выбор и творческое соотношение друг с другом; богатство социального опыта придает напряженность и глубину индивидуальной жизни человека; определение собственной позиции невозможно без соотнесения ее с позициями других людей. |
по законам внутренних предпочтений; способность презентовать себя в самобытной форме, гем самым противостоят!, окружающему миру. В свою очередь, к функциям субъекта личностно-индивидуальной образовательной практики, ориентированной на овладение социальноролевой структурой личности, можно отнести следующие: способность стать собой (“Когда вы сделаете двоих одним, и когда вы сделаете вну треннюю сторону как внешнюю сторону, и внешнюю сторону как внутреннюю, и... когда вы сделаете... образ вместо образа, — тогда вы войдете <в царствие> — Евангелие от Фомы); способность сравнить себя с самим собой; способность рассказать, изложить свое открытие мира. Образовательная деятельность индивидуума, направленная на субъектные, сущностные его качества, трансформирует способности не только субъекта образовательной практики, но и субъекта образовательного познания. Функциональное единство субъекта сушностно-индивидуального познания представлено в его способностях овладеть сущностью своей индивидуальности; создать уникальную иерархию ценностей; противостоять своим отдельным образам “Я” определенностью Я-концепции. В этом случае сущностно-индивидуальное образовательное знание можно определить как единство когнитивной сложности представлений о себе, позитивного самоотношения и открытости, гибкости Я-системы. Эффективность движения по индивидуальной образовательной линии, включающего различные по своим целям процессы социализации и индивидуализации, зависит от осознания конкретным человеком и обществом в целом значимости каждого из этих процессов друг для друга. Так, роль социализации в индивидуализации состоит в следующем: расширение круга идентификации увеличивает степень свободы индивидуума относительно социальной предопределенности; увеличивает возможность вариативного поведения, перемещает акцент с реатизации социальных ролей на их выбор и творческое соотношение друг с другом; богатство социального опыта придает напряженность и глубину индивидуальной жизни человека; определение собственной позиции невозможно без соотнесения се с позициями других людей. Успешность социализации существенно зависит от индивидуализации. Представление индивидуума об уникальности самого себя и другого человека является важнейшим социальным знанием, условием социальной компетентности: только открыв свою уникальность, человек может осознать уникальное ih другого; сохранение и воспроизведение социальных значений и смыслов невозможно без индивидуальных усилий субъекта образования; индивидуум значительно единичен и неповторим, что является условием социального обновления, развития; неопределенность, непредсказуемость жизненного предназначения человека определяет спектр возможных форм организации и передачи социального опыта. Таким образом, рассмотрение проблемы взаимополагания образовательной практики и образовательного знания позволяет сделать следующие выводы. В своей образовательной деятельности человек формируется одновременно и как субъект образовательной практики и как субъект образовательного познания. Различным этапам развития индивидуальности соответствуют определенные, специфические типы образовательной практики и образовательного познания, отличающиеся друг от друга своим функционированием. Индивидуальность человека может быть развита лишь па определенном личностной базе. Нахождение своего пути возможно только посредством творческой ‘‘переработки” внешнего мира, включающей: а) осознание тождественности с ним; б) осознание отличия от него. Уровень личности задает границы и уровень индивидуальности* но индивидуальное!:. — то, ради чего личность возникает. Образование конкретного человека осуществляется в единстве |