Проверяемый текст
Сиринько, Валерия Александровна; Правоприменительная деятельность органов исполнительной власти: современные проблемы эффективности и совершенствования законодательства (Диссертация 2004)
[стр. 68]

.
Основополагающим критерием совершенства законодательства является правильное опосредствование им социально-экономических и политических закономерностей.
Это необходимо для установления целей общественного развития, а также для определения правовых средств, с помощью которых предполагается достигнуть намеченных целей.
Ориентиром для установления необходимого соответствия целей и средств правовых норм, объективным
законом общественного развития являются правовые принципы, закрепленные, прежде всего, в международных правовых актах, Конституции Российской Федерации, а также в законодательных актах Российской Федерации.
Основной
целыо общественного развития и одновременно критерием качества нормативных правовых актов в современный период является признание, гарантированность и защита прав и свобод человека и гражданина.
Принятие Конституции Российской Федерации
12 декабря 1993 г.
ознаменовало переход к новому типу
правопопимапия, рассматривающий признание и защиту прав и свобод человека и гражданина как основной показатель цивилизованности общества и государства, что свидетельствует о начале движения к гражданскому обществу и правовому государству.
С этих позиций может быть признан только тот закон (иной
нормативный правовой акт), который: во-первых, соответствует общепризнанным нормам международного права о правах и свободах человека и гражданина.
Согласно ч.1 ст.
17 Основного закона:
«В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
При этом, общепризнанные принципы и нормы
международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ч.
4 ст.
15).
Это означает, что нормы о правах и свободах человека и гражданина, содержащиеся в ратифицированных Российской Федерацией и официально
68
[стр. 113]

В наиболее общем плане качество нормативно-правового акта можно определить как целостную устойчивую совокупность его правовых и не правовых свойств, которая является одной из предпосылок его эффективного действия и применения специально уполномоченными органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами в соответствии сустановленными при его создании целями.
Качество закона, иного нормативно-правового акта —одно из условий его эффективного действия, а также эффективности правоприменения органов исполнительной власти.
К сожалению, разнообразие исходных посылок, методов исследований и степени обобщения анализа категории качества закона, затрудняет использование в практической нормотворческой деятельности существующих наработок.
Вот почему, по нашему мнению, в Российской Федерации назрела острая потребность принятия единого законодательного акта регламентирующего обязательные стандарты качества нормативно-правовых актов.
Беря за основу одну из существующих классификаций элементов, обеспечивающих совершенство законодательства, полагаем, что она нуждается в существенных дополнениях и уточнениях .
1.
Основополагающим критерием совершенства законодательствал является правильное опосредствование им социально-экономических и политических закономерностей.
Это необходимо для установления целей общественного развития, а также для определения правовых средств, с помощью которых предполагается достигнуть намеченных целей.
Ориентиром для установления необходимого соответствия целей и средств правовых норм, объективным
законам общественного развития, 113 1См.: Эффективность правовых норм.
М.: Юрид.лит., 1980.-С.80-81.


[стр.,114]

являются правовые принципы закрепленные, прежде всего, в международных правовых актах, Конституции Российской Федерации, а также в законодательных актах Российской Федерации.
Основной
целью общественного развития и одновременно критерием качества нормативно-правовых актов в современный период является признание, гарантированность и защита прав и свобод человека и гражданина.
Принятие Конституции Российской Федерации
в 1993 г.
ознаменовало переход к новому типу
правопонимания, рассматривающий признание и защиту прав и свобод человека и гражданина как основной показатель цивилизованности общества и государства, что свидетельствует о начале движения к гражданскому обществу и правовому государству.
Как отмечает B.C.
Нерсесянц, присущее Конституции РФ человекоцентрическое правопонимание можно охарактеризоватькак своеобразный естественноправовой вариант общей концепции различения и соотношения права и закона, признающий за правами и свободами человека исходное правовое начало.
Права и свободы человека и гражданина —это первородное право, право высшей пробы, признанное многовековым опытом человечества.
Право без человека также невозможно, как и права человека — без и вне права .
С этих позиций может быть признан только тот закон (иной
нормативно-правовой акт), который: Во-первых, соответствует общепризнанным нормам международного права о правах и свободах человека и гражданина.
Согласно ч.1 ст.
17 Основного закона:
“В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией”.
При этом, общепризнанные принципы и нормы
1См.:НерсесянцB.C.Философияправа.-М., 1997.-С.37S-376.
114

[стр.,115]

международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ч.
4 ст.
15).
Это означает, что нормы о правах и свободах человека и гражданина, содержащиеся в ратифицированных Российской Федерацией и официально
опубликованных международноправовых актах, по тем или иным причинам не имплементированные во внутреннем законодательстве, имеют прямое действие и одинаково обязательны как для законодателя, так и для правоприменителей.
Это очень важно, так как международно-правовые акты и Конституция РФ часто закрепляют, по сути, одинаковые права не в идентичных формулировках, что рождает толкования по поводу последствий.
К тому же, со временем международное сообщество может принять акты о новых правах и свободах, включение которых в Конституцию России по каким-то причинам может быть задержано .
Прямое действие ратифицированных международно-правовых актов о правах и свободах человека и гражданина являются своеобразной правовой гарантией их реализации.
Во-вторых, не противоречит Конституции РФ .
В-третьих, соответствует законам более высокой юридической силы, которые, в свою очередь, сами должны соответствовать двум указанным выше требованиям.
Правильное опосредствование нормативно-правовым актом социальноэкономических и политических закономерностей возможно только путем их научного познания и обоснования.
Последнее означает тщательное научное изучение и учет всех факторов развития определенной сферы жизнедеятельности общества, к которой относится предполагаемый проект: 1См: Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.
Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов, М., 1996.
-С.
161.
2 При этом, как справедливо отмечает Игнатенко В.В., должны быть соблюдены следующие критерии: а) критерий содержательно-правовой конституционности закона (соответствие предписаний закона нормам Конституции с точки зрения их правового содержания); б) критерий конституционности издания закона (соответствие издания закона установленным в Конституции нормотворческим правилам и законодательным процедурам); в) критерий компетенционной конституционности закона (соблюдение при издании закона норм о нормотворческой компетенции, содержащихся в Конституции).
См.: Игнатенко В.В.
Правовое качество законов об административных правонарушениях: дисс.
...
докт.
юрид.
наук.
Екатеринбург, 1999.
С.
84.
115

[Back]