Проверяемый текст
Бабаев, Альберт Михайлович; Педагогические условия гражданского воспитания учащихся (Диссертация 2000)
[стр. 125]

125 наших предков Это способствовало пробуждению интереса и желания к приобретению исторических знаний, в частности, к чтению исторической и историкоприключенческой литературы Такой подход помогал уяснить динамику развития истории, возводя межпредметные связи и раскрывая взаимопроникновения различных областей познания мира С этой целью в курс истории нами были включены разделы, посвященные развитию отечественной науки и отражению исторических событий в художественной литературе Нами были выделены 3 основных положения в процессе преподавания истории Первое положение раскрывало эволюцию исторического сознания человека Категория «историческое сознание», выполняя несколько функций в обществе, в теоретическом плане определяла пространственно-временную ориентацию общества и тем самым способствовала его самопознанию, в плане же прикладном, историографическим, оно влияло не только на способ фиксации исторической памяти (миф, хроника, история), но и на отбор, объем и содержание достопамятного, то есть выступала по отношению к историографии в качестве области нормативной и рефлексивной Вторым положением преподавания истории являлось формирования представления о единстве человеческого рода и человеческой истории, понимания нахождения в нашем сознании места в истории всем и любым народам, ибо народы, имеющие разную историю, рискуют иметь разное будущее А это чревато отрицательными последствиями и для великой страны, и для ее соседей Образ других народов, как и собственного народа, складывающийся у человека, зависит во многом от того, как его в детстве учили истории Это один из наиболее эффективных путей освоения культурного наследия, и в более широком понимании, открытия мира Важно было уже на самом раннем этапе сформировать у учащего понимание общности исторической
[стр. 105]

ся в образе жизни и ментальности разных народов и отразить эти проблемы важнейшая задача преподавания.
С пониманием места человека в мире и обществе связана проблема воспитания граж данского сознания, воспитания чувства ответственности за свои поступки и за свою страну в целом.
Такой подход позволял не только лучше усвоить необходимую для образованного человека сумму знаний событий и фактов из отечественной истории, но и, что особенно важно, помогал ф о р м и рованию фундамента для исторического мышления у учащихся осознания ими важности оценки событий и явлений исторического прошлого и, соответственно, важности познания своеобразия этого прошлого с точки зрения того, как сами люди того времени с ч и т а ли нужным жить и как они действительно жили.
История, таким образом, вводила учащихся в субъективный, психологический мир наших предков.
С точки зрения современных учений о развитии личности это являлось важным шагом в представлении многовариантности жизненных стилей, а, следовательно и выбора пути р а звития, ответственности за этот выбор.
Это, в свою очередь, способствовало пробуждению интереса и желания к приобретению исторических знаний, в частности, к чтению доброкачественной исторической и историкоприключенческой литературы.
Такой подход помогал уяснить д и намику развития
литературы, возводя межпредметные связи и р а с крывая взаимопроникновения различных областей познания мира.
С этой целью в курс истории нами были включены
параграфы, посвященные развитию отечественной науки и отражению исторических событий в художественной литературе.


[стр.,106]

Нами выделены 3 основных положения в процессе преподавания истории Стержнем всего курса преподавания истории в ШРНК являлась эволюция исторического сознания человека.
Особенность системы “'общество", отмечает в своих трудах М.А.Барг, состоит в том, что, наряду с текущей информацией, в его памяти должна храниться еще и долговременная историческая информация, относящаяся к генезису сущего.
Эта информация поистине не проходящего экзистенциального для общества значения; в ней по сути в той или иной форме постоянно совмещены все три временные проекции данного общества его родовое прошлое (генезис), видовое настоящее ( данная фаза общественной эволюции) и прозреваемое будущее (перспективы, вытекающие из явного и неявного целеполагания).
Очевидно, полноценное понимание настоящего возможного только при расширении рассмотрения до этих рамок.
Категория “ историческое сознание", выполняя несколько функций в обществе, в теоретическом плане определяет пространственно-временную ориентацию общества и тем самым способствует его самопознанию, в плане же прикладном, историографическим, оно влияет не только на способ фиксации исторической памяти (миф, хроника, история), но и на отбор, объем и содержание достопамятного, то есть выступает по отношению к историографии в качестве области нормативной и рефлексивной.
Вторым положением преподавания истории
является представление о единстве человеческого рода и человеческой истории, понимание нахождения в нашем сознании места в истории всем и любым народам, ибо народы, имеющие разную историю, рискуют иметь разное будущее.
А это чревато отрицательными
последсг

[стр.,107]

виями и для великой страны, и для ее соседей.
С проблемой е д и н ства истории и судьбы человеческого рода связана проблема д и а логового характера развития культур и их взаимовлияния, раск ры вающаяся на примере истории археологических открытий и роли древних цивилизаций в развитии европейской культуры.
Образ других народов, как и собственного народа, ск л ад ы вающийся у человека, зависит во многом от того, как его в детстве учили истории.
Это один из наиболее эффективных путей освоения культурного наследия и, в более широком понимании, открытия мира.
Важно было уже на самом раннем этапе сформировать у учащегося понимание общности исторической
судьбы нации; народов, составляющих с нею единый культурно-исторический тип С'народов-побратимов")* евразийского континента и возникшей на нем цивилизации; всего человечества в целом.
Третьим ключевым положением преподавания истории мы считаем вариативность исторического развития и связанная с этим необходимость воспитания у учащихся представления об исторической борьбе, о роли личности в истории, о роли традиций.
Тем самым мы преодолевали представление о незыблемости мирового порядка, в котором значение личности и ее активности сведены к минимуму.
В качестве интегрирующих курса отечественной истории мы предложили три проблемы.
Первая проблема выбора исторического пути развития и споры о судьбе России на всем протяжении ее истории.
Такими судьбоносными были решения князя Вл ади м ира о крещении Руси в X веке, Дмитрия Донского и Петра Великого.
Перед таким выбором наша страна стояла в 1917 году, в 1953 и стоит сегодня.
Споры о том, кто мы, откуда мы, куда идем, прони

[Back]