44 слоев населения города. Однако, на наш взгляд, обозначенную проблему невозможно целостно рассматривать не учитывая отечественный и зарубежный опыт на интересующем этапе развития общества. Этот аспект исследования мы рассматриваем в следующих параграфах. 1.2. Анализ проблемы гражданского воспитания школьников в зарубежной и отечественной литературе Одним из важнейших направлений демократических преобразований в России является преодоление десятилетиями складывавшегося стереотипа отождествления государства и общества, постепенным осознанием неправомерности и порочности присвоения государством многих общественных функций, антигуманного порядка, утверждавшего примат интересов государства над интересами личности и общества, осмыслении необходимости новых связей в системе «государство-общество», «обществочеловек», «человек-человек», «человек-государство». Итогом этих изменений становится приобретение человеком статуса гражданина. А потому для нас большое значение имел опыт гражданского воспитания школьников в западной Европе и Америке, в странах, в которых процесс гражданского воспитания формировался на протяжении многих столетий Исторически индивиду не сразу удалось осознать, что он живет в обществе. Аристотелем был введен термин «гражданское общество», что означало союз свободных и равноправных граждан, объединенных государством-полисом. Свободный гражданин, по мысли Платона и Аристотеля, принадлежит государству, ощущает себя его частицей [82]. В античную эпоху утверждается принцип государственности во взаимоотношениях гражданина и государства, суть которого во взаимных обязанностях и ответственности. При этом воспитание понимается как воспитание воина-патриота, полезного гражданина, способного к |
Глава 1 РАЗВИТИ Е ИДЕИ ГРА Ж Д А Н С Т В Е Н Н О С Т И В ЗА РУ БЕЖ Н О Й И О ТЕЧЕ С Т В ЕН Н О Й П Е Д А ГО ГИ Ч ЕС К О Й Л И Т Е РА Т У РЕ /./. Гражданственность как социальнопедагогический феномен Одним из важнейш их направлений демократических преобразований в России является разгосударствление общ ества, вы деление в нем новой структуры граж данского общества, что сопряж ено с трудно протекаю щ ими, противоречивыми процессами в развитии индивидуального и общ ественного сознания: преодолением д есятилетиями складывавш егося стереотипа отож дествления государства и общ ества, постепенным осознанием неправомерности и порочности присвоения государством многих общ ественных ф ункций, антигуманного порядка, утверж давш его примат интересов государства над интересами личности и общ ества, осмы слении необходимости новых связей в системе "‘государство-общество"', “общ ество-человек", “ человек-человек", “человек-государство". Итогом этих изменений становится приобретение человеком статуса гражданина. Граж данин это цивилизованный, обладающ ий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающ ий личные интересы с общ ественными... Права человека наряду с м оральными ценностями имеют внеклассовый и внеформационный характер. Под понятием “ граж данин" в советской системе, понимался человек, всецело принадлежащий государству (подданный), как человек, который служит средством для достижения интересов 1.2. Идеи гражданского воспитания в зарубежной педагогике. В условиях современной социокультурной ситуации в России повыш ение внимания к опыту граж данского воспитания в зап ад н о европейских странах, ф ормировавш емуся на протяжении многих столетий в различных исторических условиях, в том числе и кризисных, в естественных исторических связях с процессом ста н о в ления граж данского общ ества, имеет исторический законом ерны й и педагогический характер. Исторически индивиду не сразу удалось осознать, что он ж и вет в обществе. Введенный Аристотелем термин “ граж данское о б щ ество” это союз свободных и равноправных граждан, о б ъ е д и ненных государством-полисом. Свободный гражданин, по мысли Платона и Аристотеля, принадлеж ит государству, ощ ущ ает себя его частицей (79). В античную эпоху утверждается принцип государственности во взаимоотнош ениях гражданина и государства, суть которого во взаимных обязанностях и ответственности. При этом воспитание понимается как воспитание воина-патриота, полезного гражданина, способного к исполнению общ ественны х, прежде всего, политических функций (Аристотель, Платон, Ц и церон). И все же подчинение личности государству не было полным. “ Ф илософы после Сократа,отмечает А.Н. М едведков, устан о ви ли новые понятия добродетели на основе и общества, и ин дивидуальности, а не только гражданских обязанностей, как п р еж де” (1 2 4,с. 13). Соответственно и идея гражданского воспитания наполняется не только утилитарным содерж анием, но и воспитанием для самого человека, чтобы он был вполне хорошим (186). Уже в а н |