45 исполнению общественных, прежде всего, политических функций (Аристотель, Платон, Цицерон). И все же подчинение личности государству не было полным. «Философы после Сократа, отмечает А. Н. Медведков, установили новые понятия добродетели на основе и общества, и индивидуальности, а не только гражданских обязанностей, как прежде» [123, с. 13]. Соответственно и идея гражданского воспитания наполнялась не только утилитарным содержанием, но и воспитанием для самого человека, чтобы он был вполне хорошим [188]. Уже в античном обществе складывается ядро понятия гражданственности, которое включает в свой состав: патриотизм, законопослушность, чувство долга, социальную активность, равенство всех перед законом. Эпоха возрождения качественно новый этап в развитии гражданского сознания: утверждение идеалов гуманизма, активный протест против тирании, религиозного ханжества, культ просвещенного разума, самооценки личности. Главная цель воспитания в период перехода к индустриальному обществу воспитание человека свободного от религиозного и государственного гнета, реализующего свои интересы в частной жизни. Если в античном обществе личность поглощалась государством, в средние века церковью, то в эпоху Возрождения личность становится свободной. В условиях свободы главным содержанием педагогики становится развитие личной самостоятельности, поиск путей обретения гармонии личности и государства. С утверждением индивидуализма как ведущего качества личности педагогика также становится индивидуалистической, ориентированной на развитие индивидуальных особенностей. В то же время «построенная на ценности человеческой личности, гуманистическая педагогика включает в себя и социальный момент» воспитание национального чувства, любви к родине [195, с. 101]. В эпоху Возрождения содержание понятия «гражданственность» дополняется новыми составляющими: индивидуализм, достижение личного успеха в деле и др. Таким образом, накануне вступления западноевропейских |
1.2. Идеи гражданского воспитания в зарубежной педагогике. В условиях современной социокультурной ситуации в России повыш ение внимания к опыту граж данского воспитания в зап ад н о европейских странах, ф ормировавш емуся на протяжении многих столетий в различных исторических условиях, в том числе и кризисных, в естественных исторических связях с процессом ста н о в ления граж данского общ ества, имеет исторический законом ерны й и педагогический характер. Исторически индивиду не сразу удалось осознать, что он ж и вет в обществе. Введенный Аристотелем термин “ граж данское о б щ ество” это союз свободных и равноправных граждан, о б ъ е д и ненных государством-полисом. Свободный гражданин, по мысли Платона и Аристотеля, принадлеж ит государству, ощ ущ ает себя его частицей (79). В античную эпоху утверждается принцип государственности во взаимоотнош ениях гражданина и государства, суть которого во взаимных обязанностях и ответственности. При этом воспитание понимается как воспитание воина-патриота, полезного гражданина, способного к исполнению общ ественны х, прежде всего, политических функций (Аристотель, Платон, Ц и церон). И все же подчинение личности государству не было полным. “ Ф илософы после Сократа,отмечает А.Н. М едведков, устан о ви ли новые понятия добродетели на основе и общества, и ин дивидуальности, а не только гражданских обязанностей, как п р еж де” (1 2 4,с. 13). Соответственно и идея гражданского воспитания наполняется не только утилитарным содерж анием, но и воспитанием для самого человека, чтобы он был вполне хорошим (186). Уже в а н тичном общ естве складывается ядро понятия граж данственности, которое включает в свой состав патриотизм, законопослуш ность, чувство долга, социальную активность, равенство всех перед зак о ном. Принятие христианства начало новой эры в истории за п а д ноевропейской цивилизации. Важнейшим морально-эстетическим и педагогическим следствием его утверждения явилось изменение отношения к человеческой личности. Если для античной цивилизации характерен по преимущ еству утилитарно-общ ественный взгляд на человека, то христианство ‘‘возвестило ценность человеческой личности самой по себе", утвердило, что и ребенок “ имеет равную цену перед глазами Божьими". Согласно вы сказывания, именно благодаря христианству в педагогике ф ормируется принцип у в а ж е ния к личности ребенка, принцип “берегите детство" (193, с .59). Христианство изменило взгляд и на духовную природу человека: если ранее дух понимался как мыслительная способность человека, интеллект, то в христианскую как единство ума, чувства (193, с.61). “Отсюда и само образование, или обучение, в христианском идеале получает характер обучения воспитываю щ его, направленного не только на развитие ума, но и на развитие сердца и доброй воли" (193, с. 61).В отличии от античного общ ества, воспитательные идеалы христианства имеют не политическую , а религиозную природу. По христианству, достоинства заключены в самом человеке, добродетель христианская прежде всего личная, а не гражданская (124, с. 36). Не только в средневековье, но и в последую щие эпохи человек становился вначале христианином и лиш ь затем граж данином. Таким образом, с началом христианства развивается про цесс выделения гражданского воспитания из общего религиознонравственного как его часть. Эпоха Возрождения качественно новый этап в развитии граж данского сознания: утверж дение идеалов гуманизма, активный протест против тирании, религиозного ханжества, культ просвещ енного разума, самооценки личности. Главная цель воспитания в период перехода к индустриальному общ еству воспитание человека свободного от всякого гнета ( религиозного, государственного), реализую щ его свои интересы в частной жизни. Если в античном общ естве личность поглощ алась государством, в средние века церковью, то в эпоху Возрождения личность становится с во б о д ной. В условиях свободы главным содерж анием педагогики стан о вится развитие личной сам остоятельности, поиск путей обретения гармонии личности и государства. С утверж дением индивидуализма как ведущего качества личности педагогика также становится индивидуалистической, ориентированной на развитие индивидуальных особенностей. В то же время "построенная на ценности человеческой личности, гуманистическая педагогика включает в себя и социальны й момент4 'воспитание национального чувства, любви к родине (193, с . 101). В эпоху Возрождения содерж ание понятия “ граж дан ствен ность” дополняется новыми составляющими: индивидуализм, частный интерес, достиж ение личного успеха в деле, что составляет основу культуры граж данского достоинства. Таким образом, накануне вступления западноевропейских стран в индустриальную эпоху ф илософ ско-педагогическая мысль утверж дает равноправие, единство религиозно-нравственного и гражданского |