46 стран в индустриальную эпоху философско-педагогическая мысль утверждает равноправие, единство религиозно-нравственного и гражданского воспитания. Одной из характерных особенностей периода зарождения и становления демократии в Западной Европе является поиск социальноправовой базы для обеспечения баланса государственных и частных интересов (Д. Беллерс, Дж. Локк, Т. Пейн), правового механизма вовлечения граждан в законотворческую деятельность, создание условий, в которых «граждане учатся трансформировать свои интересы в политико-правовые нормы и акты. В ходе правового оформления частные интересы становятся все более общественными, но само общество при этом оказывается все более гражданским, способным создать необходимые условия для реализации частных интересов» [124, с. 14]. Несмотря на различия в понимании целей и содержания гражданского воспитания в различных странах, типичным становится идеал гражданина, обладающего здравым смыслом, тонким пониманием общественных отношений и высокоразвитым чувством гражданской чести [123]. Важнейшим итогом развития педагогической мысли XVIII века является убеждение в том, что полноценное гражданское воспитание молодежи возможно лишь в обществе, основанном на принципах свободы, собственности, законности. Наличие у гражданина политических прав, обеспечивающих его социально-экономическую независимость, служили мощным источником и решающим условием формирования индивидуализма, который постепенно начал приобретать крайние формы уход в частную жизнь, противопоставление личных интересов общественным. Такая модель поведения значительной части граждан вступала в противоречие с возрастающими потребностями общества в расширении его социальной базы, вовлечения в общественные отношения все более широких слоев граждан в целях укрепления социальной стабильности. Одним из результатов осознания необходимости преодоления данного |
цесс выделения гражданского воспитания из общего религиознонравственного как его часть. Эпоха Возрождения качественно новый этап в развитии граж данского сознания: утверж дение идеалов гуманизма, активный протест против тирании, религиозного ханжества, культ просвещ енного разума, самооценки личности. Главная цель воспитания в период перехода к индустриальному общ еству воспитание человека свободного от всякого гнета ( религиозного, государственного), реализую щ его свои интересы в частной жизни. Если в античном общ естве личность поглощ алась государством, в средние века церковью, то в эпоху Возрождения личность становится с во б о д ной. В условиях свободы главным содерж анием педагогики стан о вится развитие личной сам остоятельности, поиск путей обретения гармонии личности и государства. С утверж дением индивидуализма как ведущего качества личности педагогика также становится индивидуалистической, ориентированной на развитие индивидуальных особенностей. В то же время "построенная на ценности человеческой личности, гуманистическая педагогика включает в себя и социальны й момент4 'воспитание национального чувства, любви к родине (193, с . 101). В эпоху Возрождения содерж ание понятия “ граж дан ствен ность” дополняется новыми составляющими: индивидуализм, частный интерес, достиж ение личного успеха в деле, что составляет основу культуры граж данского достоинства. Таким образом, накануне вступления западноевропейских стран в индустриальную эпоху ф илософ ско-педагогическая мысль утверж дает равноправие, единство религиозно-нравственного и гражданского воспитания, понимаемого как формирование культуры личного достоинства и культуры социальной полезности. Одной из характерных особенностей периода зарождения и становления демократии в Западной Европе является поиск социально-правовой базы для обеспечения баланса государственных и частных интересов ( Д.Беллерс, Д ж.Локк, Т.Пейн), правового м еханизма вовлечения граждан в законотворческую деятельность, с о здания условий, в которых “ граждане учатся трансф ормировать свои интересы в политико правовые нормы и акты. В ходе правового оф ормления частные интересы становятся все более общ ественными, но само общество при этом оказывается все более гр аж дан ским, способным создать необходимые условия для реализации ч астных и н т е р е с о в '\1 25, с .14). Несмотря на различия в понимании целей и содерж ания граж данского воспитания в различных странах, типичным становится идеал гражданина, обладаю щ его здравым смыслом, тонким пониманием общ ественных отношений и высокоразвитым чувством гражданской чести (124, с. 109-1 15). Важнейшим итогом развития педагогической мысли XVIII века является у великих просветителей убеждение в том, что полноценное гражданское воспитание молодежи возможно лишь в о б щ е стве, основанном на принципах свободы, собственности, законн ости. Освященная религиозно-нравственными нормами протестантизма частная собственность, наличие у гражданина политических прав обеспечиваю щ их его социально-экономическую независимость, служили мощным источником и решающ им условием ф ормирования индивидуализма, который постепенно начал приобретать крайние формы уход в частную жизнь, противопоставление личных интересов общ ественным. Такая модель поведения значительной части граждан вступала в противоречие с возрастающими потребностями общ ества в расш ирении его социальной базы, вовлечения в общ ественные отнош ения все более широких слоев граждан в целях укрепления социальной стабильности. Одним из результатов осознания необходимости преодоления данного противоречия явилось зарож дение в начале XIX века нового направления “педагогики социальных ин тересов” (И.Кант, И.Г.Песталоцци, И.Фихте), в основе которого л еж и т идеология “социального благоустройства” . В соответствии с ней подвергаю тся переосмыслению цели воспитания, его направления. П риоритетными в новых исторических условиях становятся развитие нравственного самосознания (И.Кант), деятельностной общ ности как средства укрепления национального единства (И.Ф ихте), ф орм ирование нравственного соверш енного человека, видящ его смысл ж изни в служении народа (И.Г.Песталоцци). В качестве нравственного императива, способного служить регулятором в отнош ениях частного и общ ественного, утверж далась гражданская совесть (193, с .378). В XIX веке усиление государственности имело не только положительные, но и отрицательные последствия: рост бю рократизма, наруш ение баланса интересов между различными социальными группами, между государствами, что еще более усугубляло противоречие между граж данскими идеалами и реальными условиями для их воплощения. Обостренность противоречий, усиление процессов лю мпенизации и маргинализации значительной части населения в ряде европейских государств, углубление идейнонравственного кризиса способствовали нарастанию социального, |