47 противоречия явилось зарождение в начале XIX века нового направления «педагогики социальных интересов», представителями которого были И. Кант, И. Г. Песталоцци, И. Фихте и др. В основе этого направления лежала идеология «социального благоустройства». В соответствии с ней подвергаются переосмыслению цели воспитания, его направления. Приоритетными в новых исторических условиях становятся развитие нравственного самосознания (И. Кант), деятельностной общности как средства укрепления национального единства (И. Фихте), формирование нравственного совершенного человека, видящего смысл жизни в служении народа (И. Г. Песталоцци). В качестве нравственного императива, способного служить регулятором в отношениях частного и общественного, утверждалась гражданская совесть [195]. В XIX веке усиление государственности имело не только положительные, но и отрицательные последствия: рост бюрократизма, нарушение баланса интересов между различными социальными группами, между государствами, что еще более усугубляло противоречие между гражданскими идеалами и реальными условиями для их воплощения. Обостренность противоречий, усиление процессов люмпенизации значительной части населения в ряде европейских государств, углубление идейно-нравственного кризиса способствовали нарастанию социального, идеологического протеста, активизации поиска научной мыслью путей выхода из кризиса и переустройства общества. Одним из следствий такого поиска явился новый виток развития коммунистических идей (К. Маркс, Р. Оуэн, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Ф. Энгельс). Составной частью социалистической теории, обосновывающей возможность глобального переустройства мира в области воспитания, стала теория формирования «нового человека» [168]. Другой важной теорией была теория соединения свободы развития личности и необходимости жить и действовать в обществе сообразно его интересам, традициям, которая нашла в педагогике наиболее полное |
личных интересов общ ественным. Такая модель поведения значительной части граждан вступала в противоречие с возрастающими потребностями общ ества в расш ирении его социальной базы, вовлечения в общ ественные отнош ения все более широких слоев граждан в целях укрепления социальной стабильности. Одним из результатов осознания необходимости преодоления данного противоречия явилось зарож дение в начале XIX века нового направления “педагогики социальных ин тересов” (И.Кант, И.Г.Песталоцци, И.Фихте), в основе которого л еж и т идеология “социального благоустройства” . В соответствии с ней подвергаю тся переосмыслению цели воспитания, его направления. П риоритетными в новых исторических условиях становятся развитие нравственного самосознания (И.Кант), деятельностной общ ности как средства укрепления национального единства (И.Ф ихте), ф орм ирование нравственного соверш енного человека, видящ его смысл ж изни в служении народа (И.Г.Песталоцци). В качестве нравственного императива, способного служить регулятором в отнош ениях частного и общ ественного, утверж далась гражданская совесть (193, с .378). В XIX веке усиление государственности имело не только положительные, но и отрицательные последствия: рост бю рократизма, наруш ение баланса интересов между различными социальными группами, между государствами, что еще более усугубляло противоречие между граж данскими идеалами и реальными условиями для их воплощения. Обостренность противоречий, усиление процессов лю мпенизации и маргинализации значительной части населения в ряде европейских государств, углубление идейнонравственного кризиса способствовали нарастанию социального, идеологического протеста, активизации поиска научной мыслью путей выхода из кризиса и переустройства общества. Одним из следствий такого поиска явился новый виток развития комм унистических идей, которые из образно-художесгвенной формы трансформируются в форму научной теории ( К.Маркс, Р.Оуэн, А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Ф.Энгельс). Составной частью социалистической теории, обосновываю щ ей возможность глобального переустройства мира, в области воспитания стала теория ф орм ирования “ нового человека", согласно которой процесс воспитания м ожет протекать вне естественных культурно-исторических, рели гиозных традиций. По существу это означало возможность создания “ искусственного человека" (166, с .86). Утопической теории формирования “ искусственного человека" противостояла идея соединения свободы развития личности и необходимости жить и действовать в обществе сообразно его интересам, традициям, нашедшая в педагогике наиболее полное вы ражение в так называемом социальном направлении (П.Бергеман, Дж.Дьюи, Р.Зендель, Г. Кершенштейнер, П.Наторп)., представители которого главную цель образования и воспитания видели в подготовке молодежи к “ званию и обязанностям гражданина". В рамках этого направления новое решение получила проблема соотн ошения индивидуального и социального: новое качество “ индивидуализм" выводилось не из психологической природы, а из экономических, политических, социальных оснований. “ Концепция воспитания, видевшая цель в подготовке к гражданским обязанностям, отмечает П.Монро, выдвигала на первый план идею, что индивидуальное благополучие, счастье и справедливость зависят в большей степени, чем до сих пор осознавалось, от отношений, су |