49 разделяющие людей, но и те социальные инстинкты, которые людей связывают» [91, с. 37]. Значение теории гражданского воспитания Г. Кершенштейнера, опиравшейся на общечеловеческие ценности, состоит в том, что она своевременно указала пути и средства воспитания добросовестного и ответственного человека, «обладающего гражданским образом мыслей», умеющего работать на благо своего народа, способного противостоять движениям, направленным на насильственное изменение государственного устройства [90, с. 160]. Таким образом, на рубеже Х1Х-ХХ веков понятие «гражданственность» обогатилось новыми признаками: социальная адаптивность, социальная мобильность, социальная направленность мотивы поведения, готовность к самоограничению, преодолению эгоизма и т.д. Начало XX века новый этап в развитии теории и практики гражданского воспитания, идеологическую основу которого составила философия прагматизма. (У. Джеймс, Дж. Дьюи, Ч. Пирс). Педагогическая теория Дж. Дьюи, развивающая гуманистические искания Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, ставит в центр педагогической деятельности личность ребенка, призывая исходить из его потребностей, интересов, вовлекать юного гражданина в активную деятельность, формирующую опыт достижения жизненного успеха, то есть готовить подрастающее поколение к жизни в условиях демократических прав, свобод. Верно понятая Дж. Дьюи и его последователями (Т. Брамельдом, Э. Келли, В. Килпатриком, А. Кумбсом и др.) задача подготовки будущих граждан к жизни в демократическим обществе привела их к выводу о необходимости формирования уже в школе опыта демократических отношений, который должен стать надежным заслоном против эгоизма и крайнего индивидуализма. Во второй половине XX столетия в зарубежной педагогике широкое распространение получила теория социализации личности, акцентирующая внимание исследователей на изучении проблем взаимодействия человека и |
В период кризиса наиважнейш ей заботой государства, подчеркивал Г.Керш енш гейнер, должна стать работа во всех серьезных случаях жизни не только свое мыш ление и чувство, но и поступки свои сообразовывать с общими интересам и” (86, с.41) Вера Г.Керш енш тейнера в возможность достиж ения успеха в граж данском воспитании масс основана на том соображ ении , что в “ человеке живы не только эгоистические пробуждения, стрем ящ иеся к свободе и разделяю щ ие людей, но и те социальные инстинкты, которые людей связы ваю т” (86, с.37). Значение теории гражданского воспитания Г.К ерш енш тейнера, опиравш ейся на общ ечеловеческие, в том числе, и религиозно нравственные ценности, состоит прежде всего в том, что она своевременно указала пути и средства воспитания добросовестного и ответственного человека, “обладаю щ его гражданским образом м ы слей”, умею щ его работать на благо своего народа, способного противостоять движ ениям, направленным на насильственное изменение государственного устройства (87, с. 160). Таким образом, на рубеже XIXвеков понятие “ граж данственность” обогащ ается новыми сущностными признаками: социальная адаптивность, социальная мобильность, социальная направленность мотивов поведения, готовность к сам оограничению, преодолению эгоизма. Начало XX века новый этап в развитии теории и практики гражданского воспитания, идеологическую основу которого составила философия прагматизма. (У .Джеймс, Дж .Дью и, Ч.Пирс) Ф илософ ско-педагогическая теория Д ж.Дьюи, развивающ ая гуманистические искания Руссо, И.Г.Песталоцци, ставит в центр педагогической деятельности личность ребенка, призывая исходить из 37 его потребностей, интересов, вовлекать юного граж данина в активную деятельность, формирующ ую опыт достижения ж изненного успеха, то есть готовить подрастаю щ ее поколение к жизни в усло виях демократических прав свобод. Верно понятая Дж.Дьюи и его последователями (Т.Брамельдом, Э.Келли, А.Кумбсом, В .Килпатриком и др.) задача подготовки будущ их граждан к жизни в демократическим общ естве привела их к выводу о необходимости ф ормирования уже в школе опыта дем ократических отнош ений, который должен стать надежным заслоном против эгоизма и крайнего индивидуализма. Во второй половине XX столетия в зарубежной педагогике ш ирокое распространение получила теория социализации л и ч н о сти, акцентирующ ая внимание исследователей на изучении проблем взаимодействия человека и общ ества, соверш енствования управления процессами социальной интеграции, интериоризации молодежью демократических ценностей, формирования у нее со ц и альной мотивации деятельности (В.Кукартц, К.Лэнгтон, К.М олленхауэр, Ф .Найхард, Т.Парсонс, Р.Принг, А.Роберт, Х .Ф енд и др.). В соответствии с данной теорией, задача школы об е сп е чить процесс социальной адаптации молодежи, ее бесконф ликтного вхождения в систему производственных и социальных отнош ений, сформировать социальную мобильность, способность правильно понимать свою среду, усвоить ее нормы, а также трезво оценивать свои возможности, контролировать потребности, находить способы разумного преодолевания возникающих противоречий (157, с. 3334). В русле теории социализации приоритетное направление развития получают концепция государственного гражданского воспи |