Проверяемый текст
Бабаев, Альберт Михайлович; Педагогические условия гражданского воспитания учащихся (Диссертация 2000)
[стр. 51]

51 между учащимися, в целях укрепления взаимодействия различных социальных слоев формы совместной внеучебной деятельности, взаимоучастия в соуправлении, а также регулярно оценивать не только индивидуальные, но и групповые успехи, проводить совместный анализ причин конфликтов и поиск наиболее разумных путей их преодоления [93].
Исследователи утверждали, что систематическое применение указанных мер будет способствовать развитию важнейших знаний, умений, навыков социального поведения: проявлять уважение и терпимость к другим гражданам и их правам; понимать и ценить как собственную культуру, так и культуру других социальных и этнических групп; понимать моральные ценности, этику поведения; успешно действовать вне зависимости от социального, культурного и этнического окружения [93].
Таким образом, в педагогическом аспекте теория социализации имела большое значение, так как предполагала разработку системы мер по формированию социального партнерства, кооперации, сотрудничества, равновесия между социальными группами, что являлось важным условием для достижения успеха.
Современное образование, отмечают ученые, переживает состояние кризиса, прежде всего, в идейно-нравственной, духовной сферах
[111; 280; 288].
В поисках выхода из состояния застоя
педагогика считает важнейшей задачей создание новых моделей образования, ориентированных на личность.
В серьезных проектах, разработанных учеными членами Римского клуба, в качестве главного направления предлагается решение задачи «преобразования человеческого сознания», «формирования граждан мира»,
перестройка образования на базе двух ведущих принципов: «глобализм» и «гуманизм» [116].
Определяя стратегию воспитательной деятельности, зарубежные педагоги утверждают, что путь к формированию личности «хорошего гражданина» должен идти «через информацию и просвещение, развитие сознания, способность к критике и опыт
преодоления противоречий, к
[стр. 38]

тания ( Т.Вильгельм); концепция политического образования и воспитания молодежи в духе социального партнерства и «конструктивного недоверия к власть имущим», преданности государству (Э.Венигер.
Т.Литт, Э.Ш прангер); концепция политического воспитания в условиях»сформированности общ ества”»(А.Бергштрессер); концепция воспитания для мира и создание «педагогики миролю бия» (Г.А.Сесель, Ф .М инссен).Эти концепции эти направлены на постановку задач, требующих раскрытия сущности демократического устройства общества в его идеальной форме и принятия конкретных навыков гражданского поведения (90, с.27-28), ф ормирования неприятия насилия и ненависти, способности к преодолению националистических предрассудков и педагогических заблуждений, умений ненасильственного разрешения конфликтов, развития у учащихся «социальной сесебильности», то есть способности понимать и переживать не только собственные, но и чужие социальные проблемы (90,с .
1 12-117).
В целях достижения социальной стабильности, с точки зрения, например, западногерманских социологов и педагогов, рекомендуется шире использовать формы, обеспечивающие сочетание интеллектуального воспитания с развитием социальных контактов между учащ имися, в целях укрепления взаимодействия различных социальных слоев формы совместной внеучебной деятельности, взаимоучастие в соуправлении, а также регулярно оценивать не только индивидуальные, но и групповые успехи, проводить совм естный анализ причин конфликтов и поиск наиболее разумных путей их преодоления (90, с.
103-104).
Утверждается, что систематическое применение указанных мер будет способствовать развитию важнейших знаний, умений,

[стр.,39]

навыков социального поведения: проявлять уважение и терпимость к другим гражданам и их правам; понимать и ценить как собственную культуру, так и культуру других социальных и этнических групп; понимать моральные ценности, этику поведения; успешно действовать вне зависимости от социального, культурного и этнического окружения (90, с.41).
Таким образом, в педагогическим аспекте теория социализации имеет большое значение, так как предполагает разработку си стемы мер по формированию установки на поиск возможностей для социального партнерства, кооперации, сотрудничества, равновесия между социальными группами, что является важным условием для достижения успеха.
Современное образование, отмечаю т ученые, переживает со стояние кризиса, прежде всего, в идейно-нравственной, духовной сферах
(112; 265; 270).
В поисках выхода из состояния застоя
сравнительная педагогика считает важнейшей задачей создание новых моделей образования, ориентированных на личность.
При этом в ряду недостатков, требующ их преодоления в ходе обновления педагогической науки и реформирования школы, называются техн ократизм и экономический ф ункционализм, утилитаризм в подходах к образованию, к определению целей и содерж ания, игнорирование его самостоятельной социально-культурной значимости, чрезм ерное вмешательство государства в жизнь школы, насильственная индокринация сознания учащихся, издержки селективной политики, снижение воспитательной роли семьи и другие.
В серьезных проектах, разработанных учеными членами Римского клуба, в качестве главного направления предлагается решение задачи «преобразования человеческого сознания», «формирования граждан ми


[стр.,40]

ра», перестройка образования на базе двух ведущих принципов «глобализм» и «гуманизм» (1 17).
Определяя стратегию воспитательной деятельности, зарубеж ные педагоги утверждают, что путь к ф ормированию личности «хорош его гражданина» должен идти «через информацию и просвещ ение, развитие сознания, способность к критике и опыт
преодолевания противоречий, к творческой активности, к овладению навы ками по самостоятельному принятию решений в культурной, со ц и альной, экономической и политической областях» (157, с.
51).
Н а растание кризисных явлений во многих областях жизни, поставивших человечество перед необходимостью объединения усилий в решении проблем глобального характера, выдвинуло на первый план задачу воспитания «граждан мира» , способных выйти из узких рамок этноцентризма, корпоративных интересов (264).
По наблю дениям зарубежных ученых, в соврем енны х условиях при у скорении темпов экономических, социально-политических изменений, повыш аю щ их для многих риск потерять прочную опору в жизни, наименее пострадают те, у кого лучш е развита социальная м обильность.
Позитивной альтернативой ж изненной слабости, пассивности, отступлению перед неудачами «является борьба не только р а ди выживания, но и для того, чтобы, становясь сильнее и у вер ен нее, обеспечить себе процветание в эти трудные времена" (43, с.
14).
Важное место в достижении успеха в любых сферах зан им ает соревнование, которое служит не самоцелью, а средством о р га низации активности для достиж ения цели ( 269, с.
157).
Высоких целей способна достичь сам ореализую щ аяся личность.
С точки зрения А.М аслоу, «самореализую щ ийся» человек обладает потребностью в автономии , в независимости от среды, осознанием необ

[Back]