52 творческой активности, к овладению навыками по самостоятельному принятию решений в культурной, социальной, экономической и политической областях» [157, с. 51]. Нарастание кризисных явлений во многих областях жизни, поставивших человечество перед необходимостью объединения усилий в решении проблем глобального характера, выдвинуло на первый план задачу воспитания «граждан мира», способных выйти из узких рамок этноцентризма, корпоративных интересов [279]. По наблюдениям зарубежных ученых, в современных условиях при ускорении темпов экономических, социально-политических изменений, повышающих для многих риск потерять прочную опору в жизни, наименее пострадают те, у кого лучше развита социальная мобильность. В то же время М. Фантони утверждает, что «сосредоточение внимания на личности способствовало усилению процесса дегуманизации, фактическому обособлению людей друг от друга и еще большему укреплению настроений равнодушия уже пронизывающих наше общество» [154, с. 79]. В условиях ослабления возможностей социального контроля за поведением молодежи, ослабления воспитательного потенциала семьи, отмечают зарубежные специалисты, «традиции демократии и свободы, механически переносимые в детскую среду, превращаются в свою противоположность. В детском восприятии при несформированности нравственных ценностей, собственные права не соизмеряются с правами других людей, а свобода воспринимается прежде всего как свобода от обязанностей» [106, с. 66] Один из путей преодоления этого противоречия зарубежные педагоги видят в более тесном вовлечении учащихся в деятельность коллектива, общественных организаций, учебных заведений по повышению социальной активности личности, оказанию ей помощи в интеллектуальном развитии, регулировании социальных связей [282]. На современном этапе развития западноевропейского общества |
ра», перестройка образования на базе двух ведущих принципов «глобализм» и «гуманизм» (1 17). Определяя стратегию воспитательной деятельности, зарубеж ные педагоги утверждают, что путь к ф ормированию личности «хорош его гражданина» должен идти «через информацию и просвещ ение, развитие сознания, способность к критике и опыт преодолевания противоречий, к творческой активности, к овладению навы ками по самостоятельному принятию решений в культурной, со ц и альной, экономической и политической областях» (157, с. 51). Н а растание кризисных явлений во многих областях жизни, поставивших человечество перед необходимостью объединения усилий в решении проблем глобального характера, выдвинуло на первый план задачу воспитания «граждан мира» , способных выйти из узких рамок этноцентризма, корпоративных интересов (264). По наблю дениям зарубежных ученых, в соврем енны х условиях при у скорении темпов экономических, социально-политических изменений, повыш аю щ их для многих риск потерять прочную опору в жизни, наименее пострадают те, у кого лучш е развита социальная м обильность. Позитивной альтернативой ж изненной слабости, пассивности, отступлению перед неудачами «является борьба не только р а ди выживания, но и для того, чтобы, становясь сильнее и у вер ен нее, обеспечить себе процветание в эти трудные времена" (43, с. 14). Важное место в достижении успеха в любых сферах зан им ает соревнование, которое служит не самоцелью, а средством о р га низации активности для достиж ения цели ( 269, с. 157). Высоких целей способна достичь сам ореализую щ аяся личность. С точки зрения А.М аслоу, «самореализую щ ийся» человек обладает потребностью в автономии , в независимости от среды, осознанием необ /ЮСС ИЙС: -Ц у% с>2.в*ста АЪЬ'ЛЪ ходимости среды как условия для удовлетворения потребности в любви и уважении, наличием критического сознания (122). При этом педагоги-гуманисты видят общество, составленное из о со знающих свое право на собственный выбор, способных на независимое реш ение, «каждый из которых стремится к собственной форме соверш енствования, а все вместе к общ ему благу» (154, Кризисные процессы привели западный мир к еще большему обострению конфликта личности и общества. И в этом случае индивидуализм , остается центральным элементом социальных у сло вий и условий воспитания (267). Однако нарушение меры культивирования индивидуализма является, по мнению многих педагоговгуманистов, одной из причин ряда негативных общ ественных явлений. «С осредоточение внимания на личности, отмечает М .Ф антини, способствовало усилению процесса дегум анизации, фактическом у обособлению людей друг от друга и еще больш ему укреплению настроений равнодушия уже пронизываю щ их наше о бщ ество».(154, с .79) В условиях ослабления возможностей социального контроля за поведением молодежи, ослабления воспитательного потенциала семьи, отм ечаю т специалисты, «традиции демократии и свободы, механистически переносимые в детскую среду, превращ аются в свою противоположность. В детском восприятии при несформированности нравственных ценностей собственны е права не со и зм еряются с правами других людей, а свобода воспринимается прежде всего как свобода от обязанностей» (107, с.66). Один из путей преодоления этого противоречия зарубежные педагоги видят в более тесном вовлечении учащихся в деятел ьс.68). ность коллектива, общ ественных организаций, учебных заведений по повышению социальной активности личности, оказанию ей помощи в интеллектуальном развитии, регулировании социальных связей (266). На современном этапе развития западноевропейского общ ества обнаруживается тенденция усиления ориентации школы на воспитание в парадигме полезности дем ократическому государству (268). Концепции такого воспитания, как об этом говорит Килиновский В.Я., разрабаты вались Л .В ильсоном , Д ж .Конантом, К.Кроковым Г.Рормодером, Д ж .Торни, Э.Ш прингером Э.Ш прингером, К .Ш тейнбухом, И.Ш траусом (154). В условиях конвергенции мировых социально-политических систем идеал «хорош его гражданина», во многом схожий для передовых стран, предполагает наличие следующ их качеств: принятие демократических ценностей, законопослуш ность, ответственное отношение к гражданским обязанностям, эконом ическая грам отность, понимание социальных процессов и устройства политической власти, участие в общ ественных делах, способность противостоять пропаганде, забота о национальных ресурсах, готовность к самопож ертвованию во имя национальных интересов, патриотизм, готовность взаимодействовать (122, с .205). Одним из примеров успеш ного практического реш ения задач воспитания «хорош его гражданина» служит социальн опедагогический опыт СШ А, в содержании которого особое значение имеет практика привлечения общ ественности к воспитанию и управлению педагогическим процессом. Демократическая общ ественность, активно противодействует чрезмерному вмеш ательству административных органов в ж изне |