Проверяемый текст
Бабаев, Альберт Михайлович; Педагогические условия гражданского воспитания учащихся (Диссертация 2000)
[стр. 54]

54 посредством различных советов и комитетов, действующих на местном, региональном и национальном уровнях, что позволяет говорить об общественно-государственной модели управления образованием в США Таким образом, в системе гражданского воспитания зарубежной педагогики важнейшая роль принадлежит школе, представляющей собой своеобразную модель «большого» общества, в которой приобретается опыт социализации, то есть формируются знания, умения, навыки, отношения, ценности, необходимые для вхождения в мир, поиска в нем своей ниши Ретроспективный анализ педагогических взглядов, практического опыта гражданского воспитания в западноевропейских странах и СШ А позволяет прийти к выводу, что на современном этапе развития общества теория и практика гражданского воспитания развиваются в сторону поиска путей и средств социализации личности, укрепления ее связей с жизнедеятельностью демократического государства, гражданского общества (involvement in community) при безусловном соблюдении прав человека, неприкосновенности его частной жизни.
Об эффективности гражданского воспитания в западноевропейских странах и США можно судить, в первую очередь, по двум социальнопедагогическим показателям: социально-политической, моральнопсихологической стабильности общества, устойчивость существования которого определяется, главным образом, патриотизмом среднего класса, составляющего основу гражданского общества, и ответственному, сознательному отношению к образованию.

Таким образом во второй половине XX столетия, наряду с социальной мобильностью, социальной направленностью и активностью, содержание понятия «гражданственность» обогащается такими элементами, как социальная
стабильность, толерантность, социальная устойчивость, автономность, критическое отношение к власти, политике, идеологии.
Значение зарубежного опыта гражданского воспитания определяется, прежде всего тем, что он формируется в условиях демократического строя,
[стр. 43]

деятельность школы, ограничению автономии образовательных уч реждений, осущ ествляет постоянный контроль за деятельностью как верховных, так и местных властей, использует все имеющ иеся возможности, чтобы оказать влияние на формирование н а ц и о н ал ьной политики социализации и гражданского воспитания п о д р астающ их поколений и управление учебными заведениями.
При этом правительство не только не препятствует проявлению о б щ ес т в е н ной инициативы, но и принимает законодательные документы по упорядочению и регулированию общ ественной деятельности, с т р е мится в полной мере использовать энергию общ ественных о р га н и заций и частных лиц в соверш енствовании системы образования.
Участие общ ественности в управлении образованием о с у щ е ствляется посредством различных советов и комитетов, д е й ств у ю щих на местном, региональном и национальном уровнях, что позволяет говорить об общ ественно-государственной модели управления народным образованием.
Особенно интересен, на ваш взгляд, опыт управления образованием на уровне отдельного у ч е б ного заведения.
Исходя из принципа, что основы демократии следует постигать с раннего детства, школьная администрация разделяет у правленческие функции не только с представителями общ ественных о р ганизаций, местной общ ины, профсоюзов, но и учителями, самими учащ имися, их родителями, входящими (нередко на основе п р и н ципа выборности) в совет класса, совет делегатов учащ ихся у ч е б ного заведения, педагогический совет и родительский комитет школы, административный совет.
Участие школьников в советах вместе со взрослыми, п р едставителями общ ественных организаций, способствует, как сви детел ь

[стр.,44]

ствует опыт и научные исследования, углублению демократизации системы управления образованием, повыш ает эффективность процесса подготовки школьников к реализации своих гражданских прав и выполнению обязанностей.
Таким образом, в системе граж данского воспитания зарубеж ной педагогики важнейшая роль принадлеж ит школе, представляю щ ей собой своеобразную модель «большого» общ ества , в ко торой приобретается опыт социализации, то есть формируются знания, умения, навыки, отнош ения, ценности, необходимые для вхождения в мир, поиска в нем своей ниши.
Ретроспективный анализ
ф илософ ско-педагогических взглядов, практического опыта граж данского воспитания в передовых западноевропейских странах и США позволяет прийти к выводу, что на современном этапе теория и практика гражданского воспитания развиваются в сторону поиска путей и средств социализации личности, укрепления ее связей с ж изнедеятельностью дем ократического государства, гражданского общ ества ( involvement in com munity) при безусловном соблю дении прав человека, неприкосновенности его частной жизни (269, с.93).
Об эффективности граж данского воспитания в западноевропейских странах и США можно судить в первую очередь по двум социально-педагогическим показателям: социально-политической, морально-психологической стабильности общ ества, устойчивость сущ ествования которого определяется главным образом патриотизмом среднего класса, составляю щ его основу гражданского о б щества, и ответственному, сознательному отнош ению к образова


[стр.,45]

Таким образом, во второй половине XX столетия, наряду с социальной мобильностью, социальной направленностью и активностью, содерж ание понятия «граж данственность» обогащается та кими элементами, как социальная сенсибильность, толерантность, социальная устойчивость, автономность, критическое отнош ение к власти, политике, идеологии.
Значение зарубеж ного опыта гражданского воспитания определяется прежде всего тем, что он формируется в условиях дем ократического строя,
активно ф ункционирую щ его гражданского общества, где выдержали проверку временем истинные социальные ( стабильность, свобода, права человека, конкуренция) и индивидуально-личностные (частная жизнь, здоровье, работа, семья) ценности, усвоение которых позволяет гражданину находить относительное равновесие между частными и общ ественными интересами.
Итак, проведенное исследование позволяет определить характер и особенности эволюции идеи гражданственности, граж данского воспитания в соответствии с этапами зарож дения, становления и расцвета демократии.
В кризисные периоды истории западноевропейских государств вектор движения идеи граж данского воспитания задается интересами, потребностями государства, общества, что придает граж данскому воспитанию направленность в сторону целей формирования культуры полезности.
В периоды упрочения государственности, экономической и социальной стабильности приоритетной становится направленность целей гражданского воспитания в сторону ф ормирования культуры достоинства личности ( 2 2 ).
На современном этапе исторического развития в странах, имеющих давние дем ократические традиции, интересы, права лич

[Back]