55 активно функционирующего гражданского общества, где выдержали проверку временем истинные социальные (стабильность, свобода, права человека, конкуренция) и индивидуально-личностные (частная жизнь, здоровье, работа, семья) ценности, усвоение которых позволяет гражданину находить относительное равновесие между частными и общественными интересами. Итак, проведенное исследование позволяет определить характер и особенности эволюции идеи гражданственности, гражданского воспитания в соответствии с этапами зарождения, становления и расцвета демократии. В кризисные периоды истории западноевропейских государств направление развития гражданского воспитания задается интересами, потребностями государства и общества. На современном этапе исторического развития в странах, имеющих давние демократические традиции, интересы, права личности действительно приобретают абсолютный характер, а ее гражданское достоинство, несмотря на изменения в экономической, социально-политических сферах, остается неприкосновенным, сохраняет безусловный характер, остается мерой ответственности гражданина перед обществом. Иначе развивалась проблема гражданского воспитания в России. К середине XVIII века в общественной педагогической мысли России сложились в основном два подхода к пониманию сущности гражданского воспитания: утилитарно-охранительный, утверждавший идею безусловного подчинения гражданина правящему режиму, и общественно-патриотический, развивающий идеи государственности, патриотизма, возводящих служение Отечеству в ранг общественного и нравственного долга. Общим идеологическим основанием указанных направлений служила система христианских религиозно-нравственных ценностей. Однако в подходе к их выбору обнаруживается существенное различие: если представители первого направления искали точку опоры в идеалах растворения личности и безропотного послушания, отказе от личных интересов, видели в религии |
Таким образом, во второй половине XX столетия, наряду с социальной мобильностью, социальной направленностью и активностью, содерж ание понятия «граж данственность» обогащается та кими элементами, как социальная сенсибильность, толерантность, социальная устойчивость, автономность, критическое отнош ение к власти, политике, идеологии. Значение зарубеж ного опыта гражданского воспитания определяется прежде всего тем, что он формируется в условиях дем ократического строя, активно ф ункционирую щ его гражданского общества, где выдержали проверку временем истинные социальные ( стабильность, свобода, права человека, конкуренция) и индивидуально-личностные (частная жизнь, здоровье, работа, семья) ценности, усвоение которых позволяет гражданину находить относительное равновесие между частными и общ ественными интересами. Итак, проведенное исследование позволяет определить характер и особенности эволюции идеи гражданственности, граж данского воспитания в соответствии с этапами зарож дения, становления и расцвета демократии. В кризисные периоды истории западноевропейских государств вектор движения идеи граж данского воспитания задается интересами, потребностями государства, общества, что придает граж данскому воспитанию направленность в сторону целей формирования культуры полезности. В периоды упрочения государственности, экономической и социальной стабильности приоритетной становится направленность целей гражданского воспитания в сторону ф ормирования культуры достоинства личности ( 2 2 ). На современном этапе исторического развития в странах, имеющих давние дем ократические традиции, интересы, права лич ности действительно приобретают абсолютный характер, а ее гражданское достоинство, несмотря на изменения в экономической, социально-политических сферах, остается неприкосновенным, сохраняет безусловный характер, остается мерой ответственности гражданина перед обществом. 1.3. Особенности гражданского воспитания в отечественной педагогике. К середине XVIII века в общ ественной педагогической мысли России сложились в основном два подхода к пониманию сущности, целей гражданского воспитания: утилитарно-охранительный, утверждавший идею безусловного подчинения гражданина правящ ему режиму, и общественно-патриотический, развивающий идеи государственности, патриотизма, возводящих служение отечеству в ранг общественного и нравственного долга. Общим идеологическим основанием указанных направлений служила система христианских религиозно-нравственных ценностей. Однако в подходе к их выбору обнаруживается существенное различие: если представители первого направления искали точку опоры в идеалах растворения личности в безропотного послушания, отказе от личных интересов, видели в религии авторитет, освещавший справедливость сущ ествующей власти, отстаивали теократическое происхождение монархии, то представители общ ественно-демократического направления находили в религии источник духовного развития человека, опирались на идеалы добра, справедливости, природного равенства всех перед Богом, утверждали идею служения христианским истинам в качестве главного критерия подлинности человеческой жизни. |